Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
Специализации: | 0501.01 «Фортепиано» 0501.02 «Оркестровые струнные инструменты» 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» 0501.04 «Инструменты народного оркестра» |
Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г.
Москва 1997 г.
1. Общая характеристика специальности 0501 «Инструментальное исполнительство».
1.1. Специальность утверждена постановлением Государственного комитета по высшему образованию Российской Федерации от 25.05.94. N 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»:
- очная;
- очно-заочная (вечерняя).
1.3. Квалификация выпускника – артист оркестра (ансамбля), концертмейстер, преподаватель игры на инструменте. Дополнительная квалификация для специализаций 0501.03 «Духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Народные инструменты» – руководитель творческого коллектива. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев
.
1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
1.4.1. Место специальности в области культуры и искусства.
Профессиональная деятельность выпускника специальности «Инструментальное исполнительство» осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются детские музыкальные школы, детские школы искусств и другие учреждения дополнительного профессионального образования, профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник подготовлен к следующим видам деятельности:
исполнительская (игра на избранном инструменте соло, в составе ансамбля, оркестра);
преподавательская; культурно-просветительская.
* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учрежденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 г. № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. вернуться
2. Требования к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение по программе специальности 0501 «Инструментальное исполнительство».
2.1. Общие требования к образованности выпускника.
Выпускник отвечает следующим требованиям:
владеет основами общих гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества и окружающей среды, способен учитывать их в своей педагогической деятельности;
обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюционной практики к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу;
владеет навыком применения знания иностранных языков в профессиональной и иной деятельности;
умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации и продолжения обучения с целью приобретения следующего уровня образования;
понимает сущность и социальную значимость своей профессии, актуальные проблемы музыкального исполнительства и музыкальной педагогики, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
владеет методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности; знаком с методами организационной деятельности, обладает культурой общения в художественно-творческом процессе;
самостоятельно осуществляет выбор программы деятельности, подбор информационного, дидактического и художественного материала, готов к использованию компьютерной техники для организации педагогической и иной профессиональной деятельности;
имеет представление о физиологии и психологии человека, охране его здоровья, об основах экокультуры, имеет навыки и умения в области физической культуры и физического самосовершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике.
2.2.1. По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Выпускник должен:
в области философии:
иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области истории культуры и искусства:
иметь представление о художественном мировоззрении и об основных этапах в истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентируясь в современных социально-экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве;
в области экономики:
иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно-экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике;
иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюционирования общества и личности и об основных категориях социологии как науки;
иметь общее представление об основах политических процессов в России и в мире в целом;
в области права:
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права Российской Федерации;
уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
в области психологии и педагогики:
иметь представление о закономерностях психического развития, о роли сознания и самосознания в поведении человека, в развитии личности: знать психологические основы профессионального творчества; уметь дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психической саморегуляции;
знать основные педагогические понятия, психолого-педагогические основы воспитания и обучения, цели, задачи, закономерности и принципы воспитания, концепции образования и обучения в современной дидактике;
знать историю становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний, развитие педагогических систем музыкального воспитания, формы, средства и методы педагогической деятельности в сфере музыкального творчества;
в области иностранного языка:
владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;
иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.
2.2.2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Выпускник должен иметь представление:
о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;
о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;
о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;
о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;
Выпускник должен знать:
искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;
основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;
теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;
музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации.
Выпускник должен владеть навыками:
теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применения теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений;
использования музыковедческой литературы;
сравнительного анализа различных редакций музыкального произведения;
работы со звукозаписывающей аппаратурой;
педагогического анализа музыкальной литературы;
работы с музыкальным фольклором.
2.2.3. Требования по специальным дисциплинам.
Выпускник должен:
обладать активным сольным, ансамблевым и оркестровым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;
уметь адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации;
иметь опыт публичных выступлений с сольными, ансамблевыми программами;
иметь навыки чтения с листа, транспонирования;
иметь навыки репетиционной работы в качестве концертмейстера;
владеть спецификой ансамблевого исполнительства;
знать теоретические основы и историю исполнительства на данном инструменте;
знать специальную литературу по профессии;
владеть профессиональной терминологией;
иметь обширные знания в области музыкальной литературы для избранного инструмента;
владеть современной методологией преподавания в учреждениях музыкального образования;
знать историю музыкального образования в России, иметь представление о специфике сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;
иметь практику обучения учащихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровней подготовки;
знать педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;
иметь навыки игры на фортепиано в объеме, необходимом для реализации основных профессиональных задач (для специализаций «Струнные инструменты». «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»);
2.2.4. По производственной (профессиональной) практике.
В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности (исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской).
2.2.5. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» выпускник должен владеть навыками и иметь опыт:
игры на избранном инструменте, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана:
игры в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные произведения классическом и современной музыки;
игры в симфоническом и камерном оркестре (для специализаций 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Народные инструменты»);
аккомпанемента с транспонированием в другие тональности несложных произведений вокальной и инструментальной литературы (для специализации 0501.01 «Фортепиано»);
чтения с листа несложной музыкальной литературы для своего инструмента, а также ансамблевых и оркестровых партий (для специализаций 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Народные инструменты»);
преподавания в детских музыкальных школах, кружках и студиях игры на избранном инструменте, а также ансамбля, оркестра (последнее – для специализаций 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты». 0501.04 «Народные инструменты»).
Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной обязательной программы по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство».
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов максимальной учебной нагрузки студента |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1176 | 784 |
ОГСЭ.01 | Основы философии
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем. |
||
ОГСЭ.02 | Основы экономики, социологии, политологии
Экономика и ее основные проблемы. Социология как наука. Общество как социокультурная система. Социальные общности. Социальные и этнонациональные отношения. Социальные процессы, институты и организации. Социальная роль и социальное поведение личности. Предмет политологии. Политическая власть и властные отношения. Политическая система и политическое сознание. Мировая политика и международные отношения. Социально-экономические процессы в России. |
||
ОПД.03 | Основы права Структура права и его действия. Основы законодательства. Право, личность и общество. |
||
OГСЭ.04 | История мировой культуры
Феномен культуры и ее роль в истории цивилизации. Основные этапы развития русского и зарубежного искусства, отражение историко-философских и социально-экономических тенденций в культуре и произведениях искусства. Связь различных видов искусств. |
||
ОГСЭ.05 | Мировая литература
История развития зарубежной и отечественной литературы. Различные стилевые направления и литературные жанры. Великие авторы и их сочинения. |
||
ОГСЭ.06 | Основы психологии и педагогики
Предмет психологии. Личность и межличностные отношения. Познавательные процессы и эмоциональная сфера личности. Психология художественного творчества, проблемы восприятия искусства. Основы педагогики. Педагогическая профессия, требования к личности педагога. Основы теории воспитания и образования. Искусство педагогического общения. Педагогика сотрудничества. Индивидуальная художественно-творческая работа с детьми. Семейное воспитание и семейная педагогика. |
||
ОГСЭ.07 | Иностранный язык
Изучение лексико-грамматического минимума. Развитие разных форм речи. Приобретение навыков перевода профессиональной литературы и бытового общения. |
108 | |
ОГСЭ.08 | Физическая культура
Роль физической культуры в подготовке специалиста. Формирование основ здорового образа жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка. |
144 | |
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением | 216 | 144 |
ФО.00 | Факультативные предметы | 72 | |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1506 | 1004 |
ОПД.01 | Музыкальная литература и народное творчество Основные этапы развития зарубежной музыки. Музыкальное искусство древности и античного периода. Эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи). Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь). Эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке. 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями. Музыкальное искусство 20 века – проблемы, тенденции развития. Русская музыкальная литература. Отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку, формирование русского музыкального стиля. Основные направления в развитии русского искусства в 20 веке. Фольклор как особый пласт культуры, синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора. Историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора. Методология исследования народного творчества. Практические навыки исполнения народных песен. |
396 | |
ОПД.02 | Сольфеджио
Развитие музыкального слуха. Формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование. Формирование устойчивых навыков в указанных формах работы. |
248 | |
ОПД.03 | Элементарная теория музыки
Элементы музыкального языка, понятия звукоряда и лада, интервала и аккорда, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, фактуры, типов изложения и пр. Анализ нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде. |
72 | |
ОПД.04 | Гармония
Гармония как средств координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали. Выразительные и формообразующие возможности гармонии. Последовательное изучение гармонических средств. Формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста. Применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано. |
176 | |
ОПД.05 | Анализ музыкальных произведений
Средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности. Функции частей музыкальной формы. Период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга. Понятие о циклических и смешанных формах. Специфика формообразования в произведениях для избранного инструмента. |
72 | |
ОПД.06 | Безопасность жизнедеятельности
Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности: экстремальные, критические ситуации, их негативное воздействие на человека; организационные и технические мероприятия, снижающие или устраняющие отрицательное воздействие внешних факторов; основы личной безопасности; правила поведения в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи. |
40 | |
Ф.00 | Факультативы | 72 | |
СД.00 | Специальные дисциплины | 3240 | 2160 |
СД.01 | Специальный инструмент Художественно-исполнительские возможности инструмента. Первоначальное прочтение и охват произведения в целом, детальный разбор авторского текста. Понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторских решений. Применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла. Слуховой контроль, управление процессом исполнения. Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика. Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике. Использование научно- исследовательских трудов в области теории исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов. Сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами. Накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей. |
432 | |
СД.02 | Ансамбль
Формирование навыков ансамблевого исполнительства в процессе подготовки к концертному исполнению произведений разных авторов для разных составов. Искусство единения с партнерами, умение слышать все партии в ансамбле, согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения. |
144 | |
1 вариант | Камерный ансамбль (для всех специализаций, 0501.04)
Исполнение сочинений для различных составов, включающих фортепиано, со струнными, духовыми и ударными инструментами, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей (для специализаций 0501.02, 0501.03, 0501.04) ансамбли с преимущественным участием фортепиано). |
72 | |
2 вариант | Квартет (для специализации 0501.02).
Изучение и исполнение произведений для струнного квартета. |
144 | |
3 вариант | Ансамбль (для специализации 0501.04).
Исполнение различных ансамблей для двух и более баянов, ансамблей для народных струнных инструментов (с фортепиано, или только для струнных), нетрадиционных ансамблей (со всевозможными нетрадиционными инструментами). |
72 | |
4 вариант | Фортепианный ансамбль (для специализации 0501.02).
Изучение и исполнение оригинальных произведений для фортепианных ансамблей и переложений симфонических, ансамблевых и других произведений). |
36 | |
СД.03 | Концертмейстерский класс (для специализаций 0501.01 и 0501.04 – баян, аккордеон, гитара, гусли).
Особенности работы в качестве концертмейстера. Репетиционная работа с вокалистами, инструменталистами: подготовка к исполнению их сольных программ в сопровождении фортепиано; изучение и накопление репертуара, включающего оперные сцены и арии, романсы и другую вокальную литературу, аккомпанементы инструментальных произведений, сочинения для хора с сопровождением и др.; чтение с листа, транспонирование. |
148 | |
СД.04 | Изучение родственных инструментов (для 0501.03 и 0501.04)
Выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роли в оркестре; освоение инструктивно-тренировочного материала, а также изучение произведений, специально написанных или переложенных для данного инструмента. |
36 | |
СД.05 | Оркестровый класс (для специализаций 0501.02, 0501.03, 0501.04)
Особенности работы в качестве артиста оркестра. Формирование навыков работы в симфоническом оркестре, а также в составах камерного (0501.02) и духового (0501.03) оркестров. Для специализации 0501.04 – в оркестре народных инструментов. Работа в оркестровом классе. Чтение с листа, индивидуальная подготовка партий, групповые и общие репетиции, концертные выступления, ознакомление с оркестровым репертуаром. |
768 | |
СД.06 | История исполнительства
История возникновения и преобразования инструмента. Закономерности развития его выразительных и технических возможностей. Творческие и педагогические школы. Периодизация истории исполнительства, анализ исполнительских концепций ведущих мастеров. Вопросы психологии исполнительства. Современные мастера-инструменталисты. |
72 | |
СД.07 | Методика обучения игре на инструменте
Педагогические принципы различных школ обучения игре на избранном инструменте. Формирование отечественной педагогической школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Приемы педагогической работы. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя. Способы оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе. Методика проведения различных форм учебной работы. Ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков. |
108 | |
СД.08 | Инструментоведение и инструментовка (для специализаций 0501.02, 0501.03, 0501.04).
Технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструментов и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений. |
92 | |
СД.09 | Дирижирование и чтение оркестровых партитур (для специализации 0501.03 и 0501.04).
Дирижирование как особый вид деятельности. Формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технических мануальных средств дирижирования. Освоение многострочных партитур, чтение с листа в ключах, ознакомление с репертуаром. |
144 | |
СД.10 | Основы импровизации (для специализации 0501.04).
Импровизация как особый вид деятельности. Формирование навыков импровизационного мышления, умения практической реализации импровизационных приемов на избранном инструменте. |
72 | |
СД.11 | Фортепиано (для специализаций 0501.02, 0501.03, 0501.04).
Приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. |
144 | |
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением. |
174 | 116 |
ТО.00 | Всего часов теоретического обучения | 5922 | 3948 |
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика
Все виды производственной (профессиональной) практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения. |
546 | 364 |
ИГА.00 | Итоговая государственная аттестация | 2 недели | |
РВ.00 | Резерв времени учебного заведения | 5 недель | |
К.00 | Консультации, в том числе на подготовку к государственным экзаменам | 400 часов | |
Ф.00 | Дисциплины факультативные | 216 часов |
Исполнение сольной концертной программы
Выступление в составе камерного ансамбля (для специализации 0501.03 «Духовые и ударные инструменты»)
Педагогическая подготовка
Концертмейстерский класс (для специализации 0501.01 «Фортепиано»)
Выступление в составе квартета (для специализации 0501.02 «Струнные инструменты»)
Дирижирование (специализации 0501.03 «Духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Народные инструменты» в случае получения дополнительной квалификации).
Государственные требования составлены на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке – 36 час/нед.) | 144 недели |
Время промежуточной аттестации | 14 недель |
Итоговая государственная аттестация | 2 недели |
Производственная (профессиональная) практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения | 68 недель |
Резерв времени учебного заведения | 5 недель |
Каникулярное время | 35 недель |
ИТОГО: срок реализации основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования | 200 недель |
Примечания:
1. Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки учебное заведение имеет право:
2.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5 % при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента.
2.2. Варьировать в рамках одного цикла дисциплин их перечень, количество и объем в пределах, обозначенных в пункте 2.1.
2.3. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов и разнообразных видов заданий, семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику.
2.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности.
2.5. Устанавливать формы промежуточной аттестации (не более 4-х экзаменов в сессию).
2.6. Определять время итоговой государственной аттестации (но не менее 2-х недель), а также ее формы и содержание, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
2.7. Использовать резерв учебного времени учебного заведения на углубление и (или) расширение квалификации выпускника в части специализации.
2.8. Комплектовать учебные группы для занятий следующим образом:
- групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
- мелкогрупповые занятия – не менее 8 человек;
- по ансамблевым предметам – 2-4 человека.
2.9. Определять на каждый учебный год состав оркестрового класса, количество оркестров и распределение студентов по группам для проведения учебных занятий, сводных репетиций, подготовки концертных и дипломных программ; при этом допускается привлечение студентов смежных специализаций к занятиям в оркестровом классе без превышения недельной нагрузки, установленной по оркестровому классу, а также участие отдельных студентов в нескольких оркестрах.
2.10. Иметь кабинеты: методический, гуманитарных дисциплин, музыкальной литературы, звукозаписи; учебные классы для занятий: оркестра, ансамблей, индивидуальных занятий; концертный зал, спортивный зал.
3. Дисциплины по выбору студентов включают дисциплины общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического циклов (основы этики, культурология, экология, история религии, логика и риторика и др.), направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины специального цикла, предусматривающие специализацию в конкретной сфере инструментального исполнительства, а также углубление основной и дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией.
Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения, и на их освоение отводится регламентированное суммарное количество часов (260 часов).
4. Производственная (профессиональная) практика включает в себя педагогическую, исполнительскую и концертмейстерскую практики. Проводится рассредоточенно по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.
5. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами.
6. Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования, не меняется.
Начальник Управления образовательной, кадровой и социально-правовой политики Министерства культуры РФ | ![]() |
Ю.В.Гафуров |
Управление гуманитарного образования и развития личности Министерства общего и профессионального образования РФ | ![]() |
В.В.Сериков |
Управление учебных заведений среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ | ![]() |
Н.Г.Ярошенко |
Рег. N 05-0501-ВГ
12 мая 1997 г.
среднего профессионального образования базового уровня
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
Квалификация – артист оркестра (ансамбля), концертмейстер, преподаватель игры на инструменте.
Дополнительная квалификация для специализаций 0501.03 и 0501.04 – руководитель творческого коллектива.
Форма обучения – очная
Срок обучения – 3 года 10 мес. на базе основного общего образования
Индекс | Элементы учебного процесса, учебные дисциплины |
Время в неделях | Макс. учебная нагрузка студента в часах |
Обязательная учебная нагрузка в часах | Рекомен- дуемый курс изучения |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | Груп. | М/груп. | Инд. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ТО.00 | Теоретическое обучение | 144 | 7164 | 4776 | ||||
ООБД.00 | Общеобразовательные дисциплины | 1242 | 828 | |||||
ООБД.01 | Pуccкий язык и литература | 216 | 216 | 1, 2 | ||||
ООБД.02 | История | 216 | 216 | 1, 2 | ||||
ООБД.03 | Музыкальная информатика | 72 | 72 | 2 | ||||
ООБД.04 | Основы естественно-научного познания мира | 72 | 72 | 1 | ||||
ООБД.05 | Иностранный язык | 108 | 108 | 1, 2 | ||||
ООБД.06 | Физическая культура | 144 | 144 | 1, 2 | ||||
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1176 | 784 | |||||
ОГСЭ.01 | Основы философии | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.02 | Основы экономики, социологии, политологии | 36 | 36 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.03 | Основы права | 32 | 32 | 4 | ||||
ОГСЭ.04 | История мировой культуры | 104 | 104 | 1, 2 | ||||
ОГСЭ.05 | Мировая литература | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.06 | Основы психологии и педагогики | 72 | 72 | 2, 3 | ||||
ОГСЭ.07 | Иностранный язык | 108 | 108 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.08 | Физическая культура | 144 | 144 | 3, 4 | ||||
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением | 216 | 144 | |||||
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1506 | 1004 | |||||
ОПД.01 | Музыкальная литература и народное творчество | 396 | 396 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ОПД.02 | Сольфеджио | 248 | 248 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ОПД.03 | Элементарная теория музыки | 72 | 72 | 1 | ||||
ОПД.04 | Гармония | 176 | 176 | 2, 3, 4 | ||||
ОПД.05 | Анализ музыкальных произведений | 72 | 72 | 4 | ||||
ОПД.06 | Безопасность жизнедеятельности | 40 | 40 | 1 | ||||
СД.00 | Специальные дисциплины | 3240 | 2160 | |||||
СД.01 | Специальный инструмент | 432 | 432 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.02 | Ансамбль | 144 | ||||||
1 вар. (кроме 0501.04) |
Камерный ансамбль | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
2 вар. (0501.02) |
Квартет | 144 | 144 | 3, 4 | ||||
3 вар. (0501.04) |
Ансамбль | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
4 вар. (0501.01) |
Фортепианный ансамбль | 36 | 36 | 1 | ||||
СД.03 | Концертмейстерский класс (для 0501.01, 05001.04 – баян, аккордеон, гитара, гусли) | 148 | 148 | 2, 3, 4 | ||||
СД.04 | Изучение родственных инструментов (для 0501.03, 0501.04) | 36 | 36 | 1, 2 | ||||
СД.05 | Оркестровый класс (для 0501.02, 0501.03, 0501.04) | 768 | 768 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.06 | История исполнительства | 72 | 72 | 2, 3 | ||||
СД.07 | Методика обучения игре на инструменте | 108 | 108 | 2, 3 | ||||
СД.08 | Инструментоведение и инструментовка (для 0501.02, 0501.03, 0501.04) | 92 | 92 | 2, 3 | ||||
СД.09 | Дирижирование и чтение оркестровых партитур (для 0501.03 и 0501.04) | 108 | 108 | 2, 3, 4 | ||||
СД.10 | Основы импровизации (для 0501.04) | 72 | 72 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.11 | Фортепиано (для 0501.02, 0501.03, 0501.04) | 144 | 144 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением (в том числе определяющие доп. квалиф.) | 174 | 116 | 36 | 80 | |||
ВПА.00 | Время промежуточной аттестации | 14 | ||||||
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика | 68 | 546 | 364 | ||||
ПП.01 | Педагогическая практика | 136 | 136 | 3, 4 | ||||
ПП.02 | Исполнительская практика | 92 | 92 | |||||
ПП.03 | Концертмейстерская практика (для 0501.01) | 102 | 102 | 3, 4 | ||||
ПП.04 | Практика работы с творческим коллективом (для 0501.03 и 0501.04) | 34 | 34 | 4 | ||||
ИГА.00 | Итоговая государственная аттестация | 2 | ||||||
ИГА.01 | Исполнение сольной концертной программы | |||||||
ИГА.02 | Выступление в составе камерного ансамбля или квартета (для 0501.02 и 0501.03) | |||||||
ИГА.03 | Концертмейстерский класс (для 0501.01) | |||||||
ИГА.04 | Педагогическая подготовка | |||||||
ИГА.05 | Дирижирование оркестром (для 0501.03 и 0501.04) | |||||||
РВ.00 | Резерв времени учебного заведения | 5 | ||||||
ВК.00 | Время каникулярное | 35 | ||||||
К.00 | Консультации, в том числе на подготовку к гос. экзаменам – 400 часов | 1, 2, 3, 4 | ||||||
Ф.00 | Дисциплины факультативные – 216 часов | 1, 2, 3, 4 | ||||||
ИТОГО | 200 |
1. Примерный учебный план предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования.
2. Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке – 34-х недель.
3. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.
Максимальная нагрузка студента в период теоретического обучения (графа 4) не должна превышать 54 часов в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные и факультативные занятия, консультации, выполнение домашней репетиционной работы и другие виды домашних заданий, самостоятельную работу и т.п.
4. Консультации для студентов, в том числе по подготовке к государственным экзаменам, предусматриваются учебным заведением в объеме 100 часов на каждый учебный год. Форма проведения консультаций (групповая, индивидуальная, письменная) определяется учебным заведением.
5. Зачеты являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на предмет.
6. Занятия по физической культуре проводятся с учетом спортивных интересов студентов по видам спорта, осуществляются по специальной программе, учитывающей особенности подготовки специалистов, и оцениваются недифференцированным зачетом.
7. Помимо часов учебного плана дополнительно предусматриваются концертмейстерские часы:
7.1. Для специализации 0501.01 «Фортепиано» – из расчета 100 % общего количества педагогических часов, отводимых на занятия концертмейстерского класса, камерного ансамбля, концертмейстерскую практику, промежуточную и итоговую аттестации, предметы по выбору студента и при необходимости на факультативные предметы.
7.2. Для оркестровых специализаций 0501.02, 0501.03, 0501.04 – из расчета 100 % общего количества педагогических часов, отводимых на занятия по специальному классу, дирижированию, практической подготовке, промежуточной и итоговой аттестации, на изучение родственного инструмента, предметы по выбору студента, предметы, определяющие дополнительную квалификацию, и при необходимости на факультативные предметы, а также по 240 часов репетиций в год на каждого концертмейстера (иллюстратора), при этом количество концертмейстеров (иллюстраторов) не должно превышать 20 человек.
8. Объем часов изучения дисциплин: СД.08 и СД.09 зависит от получения квалификации «Руководитель творческого коллектива», которая является дополнительной для специализаций 0501.03 «Духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Народные инструменты». На получение этой квалификации могут претендовать студенты, получившие рекомендацию предметно-цикловой комиссии на основании результатов экзамена по дирижированию на 3-ем курсе и с учетом общего комплекса профессиональных данных. Студенты, рекомендованные на получение данной квалификации, сдают Государственный экзамен по дирижированию оркестром.