Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»
Специализации: | 0503.01 «Хоровое дирижирование» 0503.02 «Руководитель народного хора» |
Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г.
Москва 1997 г.
1. Общая характеристика специальности 0503 «Хоровое дирижирование».
1.1. Специальность утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»:
- очная;
- очно-заочная (вечерняя).
1.3. Квалификация выпускника специализации 0503.01 – руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки. Квалификация выпускника специализации 0503.02 – руководитель хора и творческого коллектива, артист народного хора, ансамбля. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев
*.
1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
1.4.1. Место специальности в области культуры и искусства.
Профессиональная деятельность выпускника специальности «Хоровое дирижирование» осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются детские музыкальные и общеобразовательные школы, детские школы искусств и другие учреждения дополнительного профессионального образования, профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник подготовлен к следующим видам деятельности:
исполнительская;
преподавательская
культурно-просветительская.
* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учрежденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. вернуться
2. Требования к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение по программе специальности 0502 «Пение».
2.1. Общие требования к образованности выпускника.
Выпускник отвечает следующим требованиям:
владеет основами общих гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества и окружающей среды, способен учитывать их в своей педагогической деятельности;
обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюционной практики к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу;
владеет навыком применения знания иностранных языков в профессиональной и иной деятельности;
умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации и продолжения обучения с целью приобретения следующего уровня образования;
понимает сущность и социальную значимость своей профессии, актуальные проблемы музыкального исполнительства, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
владеет методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности;
знаком с методами организационной деятельности, обладает культурой общения в художественно-творческом процессе;
самостоятельно осуществляет выбор программы деятельности, подбор информационного, дидактического и художественного материала, готов к использованию компьютерной техники для организации профессиональной деятельности;
имеет представление о физиологии и психологии человека, охране его здоровья, об основах экокультуры, имеет навыки и умения в области физической культуры и физического самосовершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике.
2.2.1. По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Выпускник должен:
в области философии:
иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области истории культуры и искусства:
иметь представление о художественном мировоззрении и об основных этапах в истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентируясь в современных социально-экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве;
в области экономики:
иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно-экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике;
иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюционирования общества и личности и об основных категориях социологии как науки;
иметь общее представление об основах политических процессов в России и в мире в целом;
в области права:
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права Российской Федерации;
уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
в области психологии и педагогики:
иметь представление о закономерностях психического развития, о роли сознания и самосознания в поведении человека, в развитии личности: знать психологические основы профессионального творчества; уметь дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психической саморегуляции;
знать основные педагогические понятия, психолого-педагогические основы воспитания и обучения, цели, задачи, закономерности и принципы воспитания, концепции образования и обучения в современной дидактике;
знать историю становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний, развитие педагогических систем музыкального воспитания, формы, средства и методы педагогической деятельности в сфере музыкального творчества;
в области иностранного языка:
владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;
иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.
2.2.2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Выпускник должен иметь представление:
о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;
о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;
о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;
о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;
Выпускник должен знать:
искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;
основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;
теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;
музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации.
Выпускник должен владеть навыками:
теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применения теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений;
использования музыковедческой литературы;
сравнительного анализа различных редакций музыкального произведения;
работы со звукозаписывающей аппаратурой;
педагогического анализа музыкальной литературы;
работы с музыкальным фольклором.
2.2.3. Требования по специальным дисциплинам.
Выпускник должен:
обладать активным хоровым и ансамблевым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;
уметь адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации;
иметь опыт публичных выступлений с хоровыми и ансамблевыми программами;
иметь навыки чтения с листа, транспонирования;
иметь навыки репетиционной работы в качестве хормейстера;
владеть спецификой ансамблевого исполнительства;
знать теоретические основы и историю хорового исполнительства;
знать специальную литературу по профессии;
владеть профессиональной терминологией;
иметь навыки игры на фортепиано в объеме, необходимом для реализации основных профессиональных задач;
дополнительно для специализации 0503.01:
владеть современной методологией преподавания в учреждениях музыкального образования;
знать историю музыкального образования в России, иметь представление о специфике сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;
иметь практику обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровней подготовки;
знать педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;
дополнительно для специализации 0503.02:
владеть народной манерой пения, уметь разучить народную партитуру любой сложности;
уметь организовать народный хор или ансамбль, иметь практический опыт работы с ними;
знать специфику певческих стилей различных регионов России;
знать специфику экспедиционной работы, уметь расшифровывать аудиозаписи 1 – 3-х голосных народных песен;
уметь аранжировать народные партитуры для любого состава исполнителей;
знать основы народной хореографии, уметь применить эти знания при работе с коллективом;
2.2.4. По производственной (профессиональной) практике.
В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности (исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской).
2.2.5. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» выпускник должен владеть навыками и иметь опыт:
организации хорового коллектива, ансамбля;
работы с хором, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы;
пения в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных хоровых произведений классической, современной и народной музыки;
пения в хоре и ансамбле;
аранжировки музыкальных произведений для хора и ансамбля;
аккомпанемента с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы;
чтения с листа музыкальной литературы, а также хоровых партий;
преподавания в детских музыкальных школах, кружках и студиях хорового класса, а также ансамбля;
Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной обязательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование».
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов максимальной учебной нагрузки студента | В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1176 | 784 |
ОГСЭ.01 | Основы философии Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем. | ||
ОГСЭ.02 | Основы экономики, социологии, политологии Экономика и ее основные проблемы. Микроэкономика и макроэкономика. Мировое хозяйство и внешнеэкономические отношения. | ||
ОПД.03 | Основы права Структура права и его действия. Основы законодательства. Право, личность и общество. Государство и право. Гражданское право. Отраслевые направления права. | ||
OГСЭ.04 | История мировой культуры Феномен культуры и ее роль в истории цивилизации. Основные этапы развития русского и зарубежного искусства, отражение историко-философских и социально-экономических тенденций в культуре и произведениях искусства. Связь различных видов искусств. | ||
ОГСЭ.05 | Мировая литература История развития зарубежной и отечественной литературы. Различные стилевые направления и литературные жанры. Великие авторы и их сочинения. | ||
ОГСЭ.06 | Основы психологии и педагогики Предмет психологии. Личность и межличностные отношения. Познавательные процессы и эмоциональная сфера личности. Психология художественного творчества, проблемы восприятия искусства. Основы педагогики. Педагогическая профессия, требования к личности педагога. Основы теории воспитания и образования. Искусство педагогического общения. Педагогика сотрудничества. Индивидуальная художественно-творческая работа с детьми. Семейное воспитание и семейная педагогика. | ||
ОГСЭ.07 | Иностранный язык Изучение лексико-грамматического минимума. Развитие разных форм речи. Приобретение навыков перевода профессиональной литературы и бытового общения. | 108 | |
ОГСЭ.08 | Физическая культура Роль физической культуры в подготовке специалиста. Формирование основ здорового образа жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка. | 144 | |
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением | 216 | 144 |
ФО.00 | Факультативные предметы | 72 | |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1830 | 1220 |
ОПД.01 | Музыкальная литература и народное творчество Основные этапы развития зарубежной музыки. Музыкальное искусство древности и античного периода. Эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи). Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь). Эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке. 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями. Музыкальное искусство 20 века – проблемы, тенденции развития. Русская музыкальная литература. Отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку, формирование русского музыкального стиля. Основные направления в развитии русского искусства в 20 веке. Фольклор как особый пласт культуры, синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора. Историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора. Методология исследования народного творчества. Практические навыки исполнения народных песен. | 396 | |
ОПД.02 | Сольфеджио Развитие музыкального слуха. Формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование. Формирование устойчивых навыков в указанных формах работы. | 468 | |
ОПД.03 | Элементарная теория музыки Элементы музыкального языка, понятия звукоряда и лада, интервала и аккорда, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, фактуры, типов изложения и пр. Анализ нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде. | 72 | |
ОПД.04 | Гармония Гармония как средств координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали. Выразительные и формообразующие возможности гармонии. Последовательное изучение гармонических средств. Формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста. Применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано. | 172 | |
ОПД.05 | Анализ музыкальных произведений Средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности. Функции частей музыкальной формы. Период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга. Понятие о циклических и смешанных формах. Специфика формообразования в хоровых и вокальных произведениях. | 72 | |
ОПД.06 | Безопасность жизнедеятельности Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности: экстремальные, критические ситуации, их негативное воздействие на человека; организационные и технические мероприятия, снижающие или устраняющие отрицательное воздействие внешних факторов; основы личной безопасности; правила поведения в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи. | 40 | |
Ф.00 | Факультативы | 72 | |
СД.00 | Специальные дисциплины | 4590 | 3060 |
СД.01 | Хоровой класс Формирование навыков хорового пения, умения работать в ансамбле. Изучение и освоение хорового репертуара. Развитие различных сторон музыкального слуха посредством работы над хоровыми партитурами в произведениях различных стилей, жанров и форм. | 864 | |
СД.02 | Дирижирование Дирижирование как особый вид деятельности. Формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технических мануальных средств дирижирования. Художественно-исполнительские возможности хорового коллектива. Первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом, детальный разбор авторского текста. Понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторских решений. Применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла. Слуховой контроль, управление процессом исполнения. Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика. Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике. Использование научно-исследовательских трудов в области теории хорового исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов. Сравнительный анализ записей исполнения произведения различными хоровыми коллективами. Накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей. | 360 | |
СД.03 | Чтение хоровых партитур Освоение многострочных партитур, чтение с листа в ключах, ознакомление с репертуаром. | 62 | |
СД.04 | Вокальный ансамбль Формирование навыков исполнения сочинений для различных составов, включающих фортепиано, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей. . | 72 | |
СД.05 | Постановка голоса Основы звукоизвлечения, техника дыхания. Работа с текстом. Актерское воплощение исполняемых произведений. | 180 | |
СД.06 | Фортепиано Приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата. Изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над хоровыми произведениями, приобретение навыка профессионального разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения. | 214 | |
СД.07 | Инструментоведение Технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструментов и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений. | 40 | |
СД.08 (для 0503.01) | Хороведение и хоровая аранжировка Хоровое пение как особый вид музыкальной культуры. История развития хорового пения в России. Роль хора в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Выразительные и технические возможности хора. Методы и способы аранжировки для различных хоровых составов. Правила аранжировки вокальных и инструментальных сочинений с сопровождением. | 92 | |
СД.09 (для 0503.01) | Хоровая литература Основные жанры и формы хоровой литературы. Классики отечественной и зарубежной хоровой литературы. Образцы хорового творчества в классической, современной и народной музыке. | 72 | |
СД.10 (для 0503.01) | Хоровое сольфеджио Методы и способы развития специфических для хорового искусства сторон музыкального слуха. Использование хоровых упражнений в традиционных формах работы по сольфеджио. | 72 | |
СД.11 (для 0503.01) | Методика музыкального воспитания Педагогические принципы различных школ обучения пению детей с учетом возрастных особенностей. Формирование отечественной педагогической школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Приемы педагогической работы. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя. Способы оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музшколе. Методика проведения различных форм учебной работы. Ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков. Практическое освоение музыкального репертуара, применяемого на уроках музыки в общеобразовательной школе. | 88 | |
СД.12 (для 0503.02) | Фольклорный ансамбль Формирование навыков исполнительской работы в различных певческих стилях, распространенных в России. Южнорусский стиль, казачий стиль. Обучение навыкам фольклорной импровизации. | 288 | |
СД.13 (для 0503.02) | Изучение областных певческих стилей Исторический обзор пяти регионов России: Севера, Центрального района, Черноземья, Урала и Сибири, казачьих регионов. Практическое освоение певческих особенностей и диалекта. Характеристика народно-песенных стилей. | 72 | |
СД.14 (для 0503.02) | Методика работы с творческим коллективом Основные этапы народного хорового исполнительства. Особенности работы над народными песнями и авторскими произведениями. Проблемы вокальной подготовки руководителей народного хора. | 72 | |
СД.15 (для 0503.02) | Расшифровка народной музыки Методы обработки экспедиционных материалов. Нотация народных песен. Работа со звукозаписывающей аппаратурой. Отображение индивидуальных особенностей исполнения. Запись текстов с учетом диалектов. | 108 | |
СД.16 (для 0503.02) | Основы народной хореографии Формирование навыков общения в танце. Практическое освоение хореографических областных стилей. Изучение примеров фольклорных танцев разных областей. | 288 | |
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением. | 174 | 116 |
ТО.00 | Всего часов теоретического обучения | 7596 | 5064 |
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика Все виды производственной (профессиональной) практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения | 564 | 376 |
ИГА.00 | Итоговая государственная аттестация | 2 недели | |
РВ.00 | Резерв времени учебного заведения | 5 недель | |
К.00 | Консультации, в том числе на подготовку к государственным экзаменам | 400 часов | |
Ф.00 | Дисциплины факультативные | 216 часов |
Специализация 0503.01:
Дирижирование и работа с хором
Методика музыкального воспитания
Методика преподавания сольфеджио (для получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель сольфеджио»)
Специализация 0503.02:
Работа с хором и фольклорным ансамблем
Методика работы с творческим коллективом
Государственные требования составлены на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке – 36 час/нед.) | 144 недели |
Время промежуточной аттестации | 14 недель |
Итоговая государственная аттестация | 2 недели |
Производственная (профессиональная) практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения | 68 недель |
Резерв времени учебного заведения | 5 недель |
Каникулярное время | 35 недель |
ИТОГО: срок реализации основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования | 200 недель |
Примечания:
1. Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки учебное заведение имеет право:
2.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5 % при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента.
2.2. Варьировать в рамках одного цикла дисциплин их перечень, количество и объем в пределах, обозначенных в пункте 2.1.
2.3. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов и разнообразных видов заданий, семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику.
2.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности.
2.5. Устанавливать формы промежуточной аттестации (не более 4-х экзаменов в сессию).
2.6. Определять время итоговой государственной аттестации (но не менее 2-х недель), а также ее формы и содержание, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
2.7. Использовать резерв учебного времени учебного заведения на углубление и (или) расширение квалификации выпускника в части специализации.
2.8. Комплектовать учебные группы для занятий следующим образом:
- групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
- мелкогрупповые занятия – не менее 8 человек;
- по ансамблевым предметам – 2-4 человека.
2.9. Определять на каждый учебный год состав хорового класса, количество хоров, распределение студентов по группам для проведения учебных занятий, сводных репетиций, подготовки концертных и дипломных программ; при этом допускается привлечение студентов смежных специализаций к занятиям в хоровом классе без превышения недельной нагрузки, установленной по хоровому классу, а также участие отдельных студентов в нескольких хорах.
2.10. Иметь кабинеты: методический, гуманитарных дисциплин, музыкальной литературы, звукозаписи; учебные классы для занятий: хора, ансамблей, индивидуальных занятий; концертный зал, спортивный зал.
3. Дисциплины по выбору студентов включают дисциплины общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического циклов (основы этики, культурология, экология, история религии, логика и риторика и др.), направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины специального цикла, предусматривающие специализацию в конкретной сфере хорового дирижирования, а также углубление основной и дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией.
Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения, и на их освоение отводится регламентированное суммарное количество часов (260 часов).
4. Производственная (профессиональная) практика включает в себя дирижерскую и педагогическую (для специализации 0503.01), практику работы с творческим коллективом и фольклорную (для специализации 0503.02), а также исполнительскую практики. Проводится рассредоточение по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.
Фольклорная практика проводится на 2-ом,4-ом и 6-ом семестрах в форме экспедиций.
5. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами.
6. Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования, не меняется.
Начальник Управления образовательной, кадровой и социально-правовой политики Министерства культуры РФ | ![]() | Ю.В.Гафуров |
Управление гуманитарного образования и развития личности Министерства общего и профессионального образования РФ | ![]() | В.В.Сериков |
Управление учебных заведений среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ | ![]() | Н.Г.Ярошенко |
Рег. N 05-0503
15 июля 1997 г.
среднего профессионального образования базового уровня
по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»
Квалификация выпускника специализации 0503.01 – руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки.
Квалификация выпускника специализации 0503.02 – руководитель хора и творческого коллектива, артист народного хора и ансамбля.
Форма обучения – очная
Срок обучения – 3 года 10 мес. на базе основного общего образования
Индекс | Элементы учебного процесса, учебные дисциплины | Время в неделях | Макс. учебная нагрузка студента в часах | Обязательная учебная нагрузка в часах | Рекомен- дуемый курс изучения | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | Груп. | М/груп. | Инд. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ТО.00 | Теоретическое обучение | 144 | 8838 | 5892 | ||||
ООБД.00 | Общеобразовательные дисциплины | 1242 | 828 | |||||
ООБД.01 | Pvccкий язык и литература | 216 | 216 | 1, 2 | ||||
ООБД.02 | История | 216 | 216 | 1, 2 | ||||
ООБД.03 | Музыкальная информатика | 72 | 72 | 2 | ||||
ООБД.04 | Основы естественно-научного познания мира | 72 | 72 | 1 | ||||
ООБД.05 | Иностранный язык | 108 | 108 | 1, 2 | ||||
ООБД.06 | Физическая культура | 144 | 144 | 1, 2 | ||||
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1176 | 784 | |||||
ОГСЭ.01 | Основы философии | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.02 | Основы экономики, социологии, политологии | 36 | 36 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.03 | Основы права | 32 | 32 | 4 | ||||
ОГСЭ.04 | История мировой культуры | 104 | 104 | 1, 2 | ||||
ОГСЭ.05 | Мировая литература | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.06 | Основы психологии и педагогики | 72 | 72 | 2, 3 | ||||
ОГСЭ.07 | Иностранный язык | 108 | 108 | 3, 4 | ||||
ОГСЭ.08 | Физическая культура | 144 | 144 | 3, 4 | ||||
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением | 216 | 144 | |||||
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1830 | 1220 | |||||
ОПД.01 | Музыкальная литература и народное творчество | 396 | 396 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ОПД.02 | Сольфеджио | 468 | 468 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ОПД.03 | Элементарная теория музыки | 72 | 72 | 1 | ||||
ОПД.04 | Гармония | 172 | 104 | 68 | 2, 3, 4 | |||
ОПД.05 | Анализ музыкальных произведений | 72 | 72 | 4 | ||||
ОПД.06 | Безопасность жизнедеятельности | 40 | 40 | 1 | ||||
СД.00 | Специальные дисциплины | 4590 | 3060 | |||||
СД.01 | Хоровой класс | 864 | 864 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.02 | Дирижирование | 360 | 360 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.03 | Чтение хоровых партитур | 62 | 62 | 2, 3, 4 | ||||
СД.04 | Вокальный ансамбль | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
СД.05 | Постановка голоса | 180 | 180 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.06 | Фортепиано | 214 | 214 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.07 | Инструментоведение | 40 | 40 | 3 | ||||
СД.08 | Хороведение и хоровая аранжировка (для 0503.01) | 92 | 72 | 20 | 2 | |||
СД.09 | Хоровая литература (для 0503.01) | 72 | 72 | 3, 4 | ||||
СД.10 | Хоровое сольфеджио (для 0503.01) | 72 | 72 | 1, 2 | ||||
СД.11 | Методика музыкального воспитания (для 0503.01) | 88 | 72 | 16 | 3 | |||
СД.12 | Фольклорный ансамбль (для 0503.02) | 288 | 288 | 3, 4 | ||||
СД.13 | Изучение областных певческих стилей (для 0503.02) | 72 | 72 | 3 | ||||
СД.14 | Методика работы с творческим коллективом (для 0503.02) | 72 | 72 | 2 | ||||
СД.15 | Расшифорвка народной музыки (для 0503.02) | 108 | 108 | 1, 2, 3, 4 | ||||
СД.16 | Основы народной хореографии (для 0503.02) | 288 | 288 | 1, 2, 3, 4 | ||||
ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением (в том числе определяющие доп. квалиф.) | 174 | 116 | 80 | 36 | |||
ВПА.00 | Время промежуточной аттестации | 14 | ||||||
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика | 68 | 564 | 376 | ||||
ПП.01 | Практика работы с творческим коллективом | 68 | 68 | 4 | ||||
ПП.02 (для 0503.01) | Школьная практика | 53 | 53 | 3, 4 | ||||
ПП.03 (для 0503.01) | Дирижерская практика | 27 | 27 | 3, 4 | ||||
ПП.04 | Исполнительская практика | 48 | 12 | 36 | 2, 3, 4 | |||
ПП.05 (для 0503.02) | Фольклорная практика | 180 | ||||||
ИГА.00 | Итоговая государственная аттестация | 2 | ||||||
ИГА.01 (0503.01) | Дирижирование и работа с хором | |||||||
ИГА.02 (0503.01) | Методика музыкального воспитания | |||||||
ИГА.03 (0503.01) | Методика преподавания сольфеджио (для доп. квал.) | |||||||
ИГА.01 (0503.02) | Работа с хором и фольклорным ансамблем | |||||||
ИГА.02 (0503.02) | Методика работы с творческим коллективом | |||||||
РВ.00 | Резерв времени учебного заведения | 5 | ||||||
ВК.00 | Время каникулярное | 35 | ||||||
К.00 | Консультации, в том числе на подготовку к гос. экзаменам – 400 часов | 1, 2, 3, 4 | ||||||
Ф.00 | Дисциплины факультативные – 216 часов | 1, 2, 3, 4 | ||||||
ИТОГО | 200 |
- Примерный учебный план предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования.
- Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке – 34-х недель.
- Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.
Максимальная нагрузка студента в период теоретического обучения (графа 4) не должна превышать 54 часов в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные и факультативные занятия, консультации, выполнение домашней репетиционной работы и другие виды домашних заданий, самостоятельную работу и т.п.
- Консультации для студентов, в том числе по подготовке к государственным экзаменам, предусматриваются учебным заведением в объеме 100 часов на каждый учебный год. Форма проведения консультаций (групповая, индивидуальная, письменная) определяется учебным заведением.
- Зачеты являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на предмет.
- Занятия по физической культуре проводятся с учетом спортивных интересов студентов по видам спорта, осуществляются по специальной программе, учитывающей особенности подготовки специалистов, и оцениваются недифференцированным зачетом.
- Помимо часов учебного плана дополнительно предусматриваются концертмейстерские часы:
7.1. По предметам «Дирижирование», «Хоровой класс», «Вокальный ансамбль», «Постановка голоса» – из расчета 100% общего количества педагогических часов, отводимых на занятия этими предметами, промежуточную и итоговую аттестации, предметы по выбору студента и при необходимости на факультативные предметы;
7.2 По 236 репетиционных часов в год на каждого концертмейстера (иллюстратора) хора для подготовки и сдачи Государственного экзамена по дирижированию. Количество концертмейстеров (иллюстраторов) определяется в зависимости от состава хорового класса, но не более 20 человек.