Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Методические пособия < Е.П. Нестеренко. Развитие и укрепление амбушюра начинающего тромбониста

Автор – заслуженный артист РФ,
солист оркестра Государственного Академического Большого театра России,
преподаватель ГМУ имени Гнесиных
Е.П.НЕСТЕРЕНКО

РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АМБУШЮРА НАЧИНАЮЩЕГО ТРОМБОНИСТА

От автора

Необходимость написания данного пособия вызвана желанием помочь начинающему тромбонисту и научить его правильно и продуктивно заниматься дома. Занимаясь дома, особенно на начальном этапе, студенты часто упускают из вида или просто забывают о советах и требованиях педагога.

Имея ежедневно перед глазами подробно написанные упражнения с небольшими пояснениями, а также при контроле и корректировке их на уроке преподавателем, студенту легче будет заниматься дома, развивая и укрепляя свой губной аппарат, или «амбушюр», как мы его называем.

Примерный объем начальных занятий (в зависимости от подготовки и физических данных студента) – это два-три упражнения от каждого элемента, чтобы оставалось время и силы для этюдов и художественных произведений.


Предисловие

Каждый начинающий тромбонист, да и вообще любой исполнитель на духовых инструментах, должен себе ясно представлять, что без хорошо развитого губного аппарата, т.е. амбушюра, невозможно хорошо и профессионально играть на инструменте. Каждый исполнитель индивидуален, и, соответственно, имеет свои собственные музыкальные и амбушюрные данные. Студент с помощью педагога должен так построить свои ежедневные занятия на инструменте и подобрать такие упражнения, которые помогут ему в процессе работы развить и совершенствовать все «хорошее» в его аппарате, а «плохое» свести к минимуму или вообще от него избавиться.

Существует множество различных упражнений для развития и укрепления амбушюра. Предлагаемые мной упражнения составляют лишь небольшую часть практического багажа, используемого разными преподавателями и исполнителями.


Отдельно о дыхании

Научиться правильно дышать и экономно распоряжаться своим дыханием во время игры – залог успешного владения инструментом. Соответственно, в процессе обучения дыханию нужно уделять самое пристальное внимание. Основной и рациональный принцип дыхания, используемый большинством музыкантов, – «грудобрюшной». Его еще называют «смешанным» дыханием. Вначале дыхание набирается в нижнюю часть легких и затем быстро добирается в верхнюю часть. Процесс должен быть быстрым и почти одновременным. Набранное в легкие дыхание не следует сильно опускать вниз живота и давить на мочевой пузырь, особенно при игре форте. По внутреннему ощущению играющего, дыхание, набранное в легкие, должно располагаться выше, как бы упираясь в нижние ребра грудной клетки. Для более быстрого и успешного овладения «смешанным» дыханием полезно «подышать» перед занятиями без игры на инструменте. Во время занятий нужно набирать дыхание по максимуму и для piano, и для forte.


Отдельно об атаке звука

Начало звука может быть громким или тихим, удар языка твердым или мягким, или же акцентированным, т.е. сильно выделяющимся из общего музыкального звукоряда. Основной «удар» языка при извлечении ноты твердый, на слог «та». Для легато или портаменто «удар» языка мягкий, на слог «да». В других случаях – на слог «ка».

Для извлечения первого звука нужно набрать в легкие воздух и, не перекрывая дыхание языком, как бы быстро «сплюнуть» на слог «та». Удар языка и подача дыхания должны происходить синхронно. Дыханию и атаке звука нужно всегда уделять самое пристальное внимание при занятиях на инструменте.


И еще о губах и положении мундштука на губах

В зависимости от строения челюсти и мышц лица одни музыканты играют на «растянутых» губах, а другие – на «собранных». Большинство же играет на «полусобранных» губах. Вероятно, для них это более удобное и рациональное положение губ при игре, хотя все это очень индивидуально.

Теоретически мундштук должен лежать двумя третями на верхней и одной третью на нижней губе, хотя и это тоже индивидуально. Если позволяет строение челюсти, тромбонисту удобнее всего ставить мундштук в выемку (ее можно назвать бороздкой), которая находится на верхней губе под носом.


Начало занятий

Итак, предполагается, что студент уже научился правильно держать тромбон, хорошо знает позиции на инструменте и умеет извлекать звуки. Приступая к занятиям, студент должен иметь в виду, что развитие и укрепление амбушюра не происходит за короткий срок. Только регулярные и довольно продолжительные занятия приводят к желаемому результату. Нерегулярные, а также форсированные занятия, особенно после перерыва или перед экзаменом, опасны для губ.

С чего начинаются занятия? Как спортсмен начинает свои занятия с разминки, разогревая мышцы, так и духовик должен обязательно начинать свои занятия с 3-5-ти минутной подготовки своего амбушюра к игре на инструменте. Естественно, разминка должна соответствовать уровню подготовленности студента.


Вариант разминки для начинающих
Упражнение №1

Снимать мундштук с губ на каждую ноту;

Дыхание набирать максимально полно и тоже на каждую ноту.

Нюанс: p или mp или mf, а далее и f




Скачать архив нотных примеров для распечатки:  notes.zip (583 Кб)

Упражнение №2

Крестиком отмечены ноты, после которых нужно снимать мундштук с губ. Дыхание и нюансы – как в упражнении №1.




Таким же способом можно сыграть еще две – три любые удобные для студента гаммы, а также и в штрихах вариантов А и Б.


А:

Б:

Разыгрываясь таким способом, студент отрабатывает атаку звука и концентрированную подачу дыхания на каждую ноту. В дальнейшем каждый тромбонист разыгрывается по-своему.

После разминки можно начинать занятия с любого элемента упражнений, и лучше, если каждый день элементы будут варьироваться. Например, сегодня занятия начинаются с длинных нот и далее, завтра – с гамм и далее, а послезавтра – с арпеджио и оборотных гамм и далее. Все это будет способствовать лучшей и более быстрой реакции амбушюра при занятиях.

Итак, сегодня после разминки студент решил начать занятия с длинных нот. На них отрабатывается ровность и красота звучания, а также умение долго держать звук на одном дыхании, поэтому эти упражнения должны быть всегда представлены в занятиях. На начальном этапе не рекомендуется играть все предложенные упражнения за один раз, лучше разбить их по два – три примера на каждый день, причем гаммообразные упражнения желательно совмещать с интервальными. Ноты верхнего регистра, как отмечено, можно вначале пропускать, но по мере укрепления амбушюра обязательно дуть.

Ниже предложено несколько видов упражнений на длинные ноты. Слоги звукоизвлечения нот и дыхание выполнять, как написано в упражнениях.


Длинные ноты



Каждую ноту дуть на все дыхание






Вот другой способ исполнения длинных нот:










Длинные ноты в упражнениях на интервалы:
















Филировка звука

И в музыкальных произведениях для тромбона, и в оркестровых партиях, довольно часто встречается прием, когда нужно быстро или постепенно сделать cresсhendo или diminuendo от ноты к ноте или на длинных нотах. Без соответствующей подготовки сделать это будет довольно трудно, особенно в верхнем или нижнем регистрах. Начинать «раздувать» ноты лучше со среднего регистра и постепенно расширять диапазон. Делая cresсhendo или diminuendo нужно обязательно следить за интонацией и качеством звучания. Начальная норма упражнений на этот прием – в неделю два раза.


Выполнять на одном дыхании. Деление на три такта весьма условно:










Гаммы

Теперь можно переходить к гаммам. Вначале следует работать над гаммами в умеренном темпе. Работая над гаммами, студент должен обратить особое внимание на следующие моменты:

  • атака звука – она должна быть четкой;
  • звуковедение – активно соединять дыханием ноту с нотой;
  • координация правой руки с кулисой. Рука с кулисой должна двигаться от звука к звуку быстро, без рывков.

В зависимости от нюанса дыхание следует брать в медленном темпе через четыре четверти, в более быстром – через восемь четвертей. Порядок гамм написан от первой позиции. Их количество для ежедневных занятий определяется преподавателем и студентом.

В гаммах проставлены знаки для одноименного минора (гармонического или мелодического).


Мажор и минор
B-dur (b-moll мелодический)



A-dur (a-moll гармонический)



As-dur (as-moll или энгармонически равный gis-moll мелодический)



Вариант арпеджио в гаммах

As-dur (as-moll)



G-dur (g-moll гармонический)



Fis-dur = Ges-dur (fis-moll мелодический)



F-dur (f-moll гармонический)



E-dur (e-moll мелодический)



Вариант арпеджио в гаммах



H-dur (h-moll гармонический)



C-dur (c-moll мелодический)



Des-dur (cis-moll гармонический)



Вариант арпеджио



D-dur (d-moll мелодический)



Вариант арпеджио




Es-dur (es-moll гармонический)



Интервалы

В этюдах и художественных произведениях довольно часто встречаются скачкообразные музыкальные обороты, которые представляют определенные трудности при их исполнении.

Занимаясь упражнениями в интервалах, студент вырабатывает у себя амбушюрную гибкость при игре. В дальнейшем это будет ему помогать при разучивании этюдов и пьес. Ниже приведены несколько упражнений на интервалы. Медленно играя, нужно следить, чтобы губная артикуляция и дыхание способствовали попаданию на интервальные ноты. Если трудно, отмеченные такты можно пока пропускать. В процессе занятий нужно постепенно ускорять темп исполнения упражнений.








Таким образом упражняясь в интервалах, можно играть любую гамму или арпеджио.


Легато на тромбоне

На тромбоне возможны два вида легато. Первый вид предполагает использование при игре мягкого удара языка на слог «да». Второй вид – это натуральное легато без удара языка, а только с помощью губной артикуляции и движения кулисы. В обоих случаях следует мягко и плавно переходить от звука к звуку, опираясь на дыхание.

В начале займемся легато с использованием языка. Проще и легче всего начинать упражняться на одной повторяющейся ноте, например, в гамме B-dur.




Другой пример – начиная от 1-ой позиции и заканчивая на 7-ой позиции:




Можно играть упражнения с трезвучиями:



Далее можно упражняться, играя гаммы:

G-dur


Полезно также поупражняться легато с языком в движении кулисой на дальние позиции. При этом нужно обязательно следить, чтобы не было глиссандирования и толчков при переходах от одного звука к другому.






Таким же способом можно играть эти упражнения и от других нот первой позиции тромбона.






Некоторые гаммы на тромбоне можно играть без помощи языка, а только движением кулисы по добавочным позициями и губной артикуляцией. Диапазон таких гамм в натуральном легато охватывает примерно одну октаву. Увлекаться этим особенно не следует, но поупражняться, чтобы иметь представление, нужно.


B-dur



A-dur



H-dur



C-dur







Играть эти и подобные гаммы несложно. Труднее на добавочных позициях подстраиваться к звукоряду этих гамм, поэтому гораздо интереснее, да и полезнее, уделить больше внимания натуральному легато в небольших упражнениях с использованием добавочных позиций.








Оборотные гаммы

Изучение оборотных гамм и работа над ними должны входить в обязательный набор ежедневных упражнений. Начинать играть оборотные гаммы нужно также в умеренном темпе, уделяя внимание плавному и синхронному движению кулисы с языком. Темп следует увеличивать постепенно. Занятия лучше начинать с удобных гамм: F-dur, As-dur, B-dur, и постепенно переходить к более сложным и неудобным. Не следует также забывать и о других, не представленных здесь гаммах. Гаммы желательно разучивать сразу в разных штриховых вариантах. В предложенных далее упражнениях гаммы написаны от первой позиции.


B-dur



A-dur



As-dur



G-dur



Ges-dur



F-dur



E-dur



Развитие интервальной техники

Очень полезно поупражняться в прямых и ломаных тональных арпеджио. Играя в штрихах стаккато, легато или в пунктирном ритме, студент развивает и закрепляет определенную интервальную и штриховую гибкость для исполнения в дальнейшем любых пассажей. Следует обращать внимание на четкость удара языка и плотность подачи дыхания. Каждую секвенцию играть на одном дыхании по несколько раз.


Арпеджио
Прямые:



Затем сыграть в обратном порядке от ноты ми до ноты си бемоль вверх.


Ломаные:



И эти арпеджио можно сыграть в обратном порядке от ноты ми до ноты си бемоль вверх.


Арпеджио в триолях
Прямые:



и в обратном порядке вверх.

Ломаные:



Арпеджированные скачки:



В зависимости от нюанса и темпа дыхание можно брать на каждый такт.




Натуральное легато в интервалах

Кроме гаммообразного натурального легато на тромбоне есть еще интервальное натуральное легато. В нижеприведенных арпеджированных примерах предлагается поупражняться натуральным легато на каждой позиции тромбона без движения кулисы.

Главное внимание – на губную артикуляцию и подачу дыхания. Переходы от звука к звуку должны быть без толчков и чужих призвуков.




Аналогично другим подобным случаям это упражнение может быть сыграно в восходящем движении до ноты си бемоль.






Натуральное легато в триолях


Играть на все дыхание





Играть на все дыхание




Октавное натуральное легато

Этот элемент игры тоже требует специальных упражнений. Проще и легче всего начать упражняться в среднем регистре и умеренном темпе. Здесь также все внимание следует обратить на губную артикуляцию и подачу дыхания при переходах от звука к звуку.

Каждую секвенцию играть на все дыхание.






Следующие упражнения более трудные, и приступать к ним лучше по мере укрепления амбушюра, или же опираясь на индивидуальные ощущения.








Все упражнения на натуральное легато (№№69-80) полезно также играть и стаккато, и в любых других штрихах.


О трелях на тромбоне

Исполнение трели на тромбоне имеет свои особенности и выполняется с применением натурального легато между интервалами. Трель, в основном, секундовая и терцовая, но возможна и на других интервалах

.

Начинать упражнения, естественно. лучше при достижении студентом определенной амбушюрной гибкости (примерно с 3 курса училища). в упражнениях основное внимание следует обратить на ритмичность чередования звуков. Затем постепенно прибавлять темп до появления ощущения перекатывания воздушного шарика между губами.




Отдых. Выше пока не рекомендуется.



















Доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд в миноре

Изучение и игра септаккордов при работе над гаммами мажора и минора должны быть обязательными. Предлагаемые ниже секвентные упражнения помогут в их освоении.






Увеличенное трезвучие

Упражнение на увеличенные трезвучия будет способствовать привыканию студента к особенности звучания и интонирования таких трезвучий.




Двойной и тройной язык

Этот прием довольно сложен для исполнения на тромбоне, хотя и в оркестровых партиях, и в сольных произведениях для тромбона довольно часто не обойтись без владения этим элементом игры. Многие современные тромбонисты, особенно западные исполнители, достигают феноменальных результатов во владении этим приемом.

Отработка этого элемента обязательно должна начинаться с умеренных темпов. Проще всего двойной язык получается на одной многократно повторяющейся ноте. Ни в коем случае не следует играть ноты сразу коротко. Ударные слоги языка «та» и особенно «ка» – длинные.

На начальном этапе занятий можно взять любую гамму. Мышцы языка и горла не напрягать. Подача дыхания должна быть непрерывная, и при этом ритмичное, как бы скользящее на дыхании, движение языка на слоги «та» и «ка». И только достигнув определенной ритмичности языка на этих слогах, можно переходить к упражнениям из оборотных гамм. Здесь уже главное внимание нужно уделить синхронности языка и движению руки с кулисой. Оно должно быть быстрым и плавным, без рывков на каждую ноту, скользя как бы одним движением кулисы по группе нот с небольшой опорой на сильные доли звукоряда.


Двойной язык










Так можно и нужно играть все оборотные гаммы, постепенно переходя от удобных гамм ко всем остальным. При этом подача дыхания и координация движения руки с ударом языка все время должна находиться под контролем.


Тройной язык

Все вышесказанное о двойном языке точно так же относится и к тройному языку. Напомним только об умеренном темпе, непрерывной подаче дыхания и о координации движения руки с кулисой и языком. Удар языка на слоги «та-та-ка».














Скачать архив нотных примеров для распечатки:  notes.zip (583 Кб)

Дефект при атаке звука

Хочется остановиться на некоторых неприятных моментах, которые встречаются не так уж и редко не только у начинающих, но и у взрослых музыкантов, играющих на духовых инструментах. Это так называемая задержка при атаке звука или просто «затычка». Чаще всего это происходит на нервной почве при неудачном выступлении, когда исполнитель начинает часто «киксовать» или срываться на каких-то нотах. В связи с этим появляется неуверенность и боязнь неудач при звукоизвлечении. Начинается процесс торможения при атаке звука. Это также может появиться и от неправильных и несвоевременных требований педагога к студенту, когда его амбушюр еще не готов к определенному уровню сложности, в частности, к сильной и твердой атаке звука. У студента это еще может не получаться в должной мере, он начнет «киксовать», а потом и просто бояться. Результат: нарушение синхронности в подаче дыхания и удара языком при звукоизвлечении. Что при этом происходит? Язык перекрывает отверстие рта, дыхание давит на язык, а язык, повинуясь нервному импульсу от прежних неудач, не слушается. Получается задержка в звукоизвлечении. причем в разных регистрах по-разному: где-то звукоизвлечение легче, а где-то труднее.

Все это вполне поправимо, и чем раньше преподаватель обратит на это внимание студента, тем легче и быстрее пойдет процесс избавления от такого дефекта. Стоит еще раз напомнить студенту, из каких элементов состоит процесс звукоизвлечения: это подача дыхания и удар языка, причем это должно происходить синхронно.

Самый простой способ преодоления задержки при атаке звука, которому нужно учить с самого начала, заключается в следующем: набрав воздух в легкие, не закрывать рот языком преждевременно, а «сплюнуть» на слог «та» в момент звукоизвлечения. Это можно назвать «короткой» атакой звука. Тренаж нужно начинать с удобных нот или регистров, постепенно расширяя диапазон.

Другой способ заключается в замене начального ударного слога «та» на «да», или вообще на слог «ка» при звукоизвлечении. Еще можно пользоваться ритмической организацией. Перед началом игры или звукоизвлечения посчитать мысленно в метре и темпе данного произведения, например на 2/4: про себя считаем – раз, два – и в этом же движении производим звукоизвлечение на слог «та». При определенном упорстве и тренировке атака звука нормализуется. При этом нужно помнить про открытый рот, одновременность подачи дыхания и удар языка.


В заключение хочется подчеркнуть, что в процессе обучения у каждого педагога и студента возникают свои проблемы и способы их решения. Тромбон – духовой инструмент, и чаще всего возникающие проблемы связаны с дыханием. Постоянный контроль и осмысленный подход в процессе занятий, безусловно, принесут свои результаты и помогут молодому исполнителю наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования