«Гармонический анализ в курсе сольфеджио» – фундаментальное учебное пособие, которое представляет результат педагогической, творческой деятельности его автора, и может иметь широкое применение в учебных курсах сольфеджио. Структура пособия в целом и первой его части «Диатоника», уровень практического освоения каждой темы ориентированы на учебные курсы сольфеджио (прежде всего, специальный курс) и гармонии, которые в течение многих лет с успехом преподаются ведущим педагогом Государственного музыкального училища им. Гнесиных, Заслуженным учителем школы Росийской Федерации В.А.Кирилловой. В пособии представлен авторский материал, отличающийся стилистической яркостью, жанровой и ритмической характерностью, выразительностью мелодики, структурным разнообразием. Автор видит свою задачу в максимальном приближении интонационности, ритмики, фактуры, гармонии инструктивных примеров к языку живой музыки *, реализует ее полно и убедительно. Во всех темах, помимо примеров аккордового склада, с привычно строгим, «школьным» голосоведением, имеются построения со свободным голосоведением, ненормативными удвоениями в аккордах, нестабильным числом голосов. В них также входят примеры гомофонного склада с развитой, обогащенной неаакордовыми звуками мелодией и гомофонно-полифонического склада, характеризующиеся рельефной контрастностью мелодических линий или содержащие элементы имитационно-полифонического развертывания. Структурно оформленные примеры весьма разнообразны по своему облику, хотя в целом могут быть отнесены к роду песенных форм: они представлябт собой периоды различного строения и протяженности, либо простые, чаще двухчастные, формы. Работа с музыкальным материалом предполагает сначала обобщенный анализ каждого примера (после одного-двух прослушиваний), а затем – детальный (после второго или третьего прослушивания в сложных случаях). Первый подразумевает определение формы, общую характеристику каденций и специфичных для примера гармонических оборотов, а также ладовых, фактурных и ритмо-метрических особенностей. Детальный анализ – это точное обозначение каждого прозвучавшего аккорда. Он выполняется по памяти или одновременно с исполнением примера на фортепиано. Предпочтительный вариант детального анализа во многих случаях специально отмечен в дополнительных заданиях, которыми предваряются примеры. В качестве дополнительных заданий предлагаются определение масштабно-тематической структуры примеров, выяснение особенностей гармонического развития в непосредственной связи с формой и масштабно-тематическим строением, выявление ладовой специфики анализируемых образцов, нахождение кульминаций в форме и анализ средств подготовки кульминаций, повторение на фортепиано или голосом отдельных мелодических или мелодико-гармонических оборотов, а также другие задания. Мультимедийный вариант пособия предназначен прежде всего для самостоятельной слуховой тренировки студентов, которые имеют возможность прослушать музыкальные примеры, относящиеся к какой-либо теме, столько раз, сколько потребуется для запоминания (или краткой записи в виде цифровки), а затем проверить результат, активировав нотный текст примера. * См. об этом: Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. – I часть, изд. 2-ое, переработанное, дополненное. – М.: Музыка, 1986. – с.4. |