Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.1. Диатоника < предисловие


В.А.Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника
М.: Издательство «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных», 2001, 116 с., нот.

мультимедийное учебное пособие оглавление
Предисловие

«Гармонический анализ в курсе сольфеджио» – фундаментальное учебное пособие, которое представляет результат педагогической, творческой деятельности его автора, и может иметь широкое применение в учебных курсах сольфеджио.

Структура пособия в целом и первой его части «Диатоника», уровень практического освоения каждой темы ориентированы на учебные курсы сольфеджио (прежде всего, специальный курс) и гармонии, которые в течение многих лет с успехом преподаются ведущим педагогом Государственного музыкального училища им. Гнесиных, Заслуженным учителем школы Росийской Федерации В.А.Кирилловой.

В пособии представлен авторский материал, отличающийся стилистической яркостью, жанровой и ритмической характерностью, выразительностью мелодики, структурным разнообразием. Автор видит свою задачу в максимальном приближении интонационности, ритмики, фактуры, гармонии инструктивных примеров к языку живой музыки *, реализует ее полно и убедительно.

Во всех темах, помимо примеров аккордового склада, с привычно строгим, «школьным» голосоведением, имеются построения со свободным голосоведением, ненормативными удвоениями в аккордах, нестабильным числом голосов. В них также входят примеры гомофонного склада с развитой, обогащенной неаакордовыми звуками мелодией и гомофонно-полифонического склада, характеризующиеся рельефной контрастностью мелодических линий или содержащие элементы имитационно-полифонического развертывания.

Структурно оформленные примеры весьма разнообразны по своему облику, хотя в целом могут быть отнесены к роду песенных форм: они представлябт собой периоды различного строения и протяженности, либо простые, чаще двухчастные, формы.

Работа с музыкальным материалом предполагает сначала обобщенный анализ каждого примера (после одного-двух прослушиваний), а затем – детальный (после второго или третьего прослушивания в сложных случаях). Первый подразумевает определение формы, общую характеристику каденций и специфичных для примера гармонических оборотов, а также ладовых, фактурных и ритмо-метрических особенностей. Детальный анализ – это точное обозначение каждого прозвучавшего аккорда. Он выполняется по памяти или одновременно с исполнением примера на фортепиано. Предпочтительный вариант детального анализа во многих случаях специально отмечен в дополнительных заданиях, которыми предваряются примеры.

В качестве дополнительных заданий предлагаются определение масштабно-тематической структуры примеров, выяснение особенностей гармонического развития в непосредственной связи с формой и масштабно-тематическим строением, выявление ладовой специфики анализируемых образцов, нахождение кульминаций в форме и анализ средств подготовки кульминаций, повторение на фортепиано или голосом отдельных мелодических или мелодико-гармонических оборотов, а также другие задания.

Мультимедийный вариант пособия предназначен прежде всего для самостоятельной слуховой тренировки студентов, которые имеют возможность прослушать музыкальные примеры, относящиеся к какой-либо теме, столько раз, сколько потребуется для запоминания (или краткой записи в виде цифровки), а затем проверить результат, активировав нотный текст примера.



* См. об этом: Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. – I часть, изд. 2-ое, переработанное, дополненное. – М.: Музыка, 1986. – с.4.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования