4. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ НЕДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА |
Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, представленные в данном разделе, основаны на тех же средствах и приемах, что и модулирование в родственные тональности. Широко применяются также принципы постепенной модуляции, хотя специальная задача изучения кратчайших путей перехода в далекие тональности здесь не ставится.
|
№ п/п | № в раз- деле | тональность | прослушать | нотный текст | комментарии |
191 | 1 | Фа мажор → Ми мажор | |  | Объяснить логику модулирования в заключительную тональность. |
192 | 2 | До мажор | |  | Определить соотношение главной и побочной тональностей. Раскрыть содержание модуляционного хода, уводящего из главной тональности, и логику возвращения в основную тональность. |
193 | 3 | Ми мажор | |  | Назвать общий и модулирующий аккорды, появляющиеся в момент отклонения. Объяснить функциональную логику возвращения в основную тональность. |
194 | 4 | до-диез минор | |  | |
195 | 5 | соль минор → Ми-бемоль мажор | |  | Дать настройку в соль миноре. Определить масштабно-тематическую структуру периода. Проанализировать гармоническое содержание в связи с этой структурой. |
196 | 6 | ре минор | |  | Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы. Предложить возможные трактовки гармоний третьего такта. Повторить на фортепиано диатоническую и модулирующие секвенции. |
197 | 7 | ре минор → Ми мажор | |  | Раскрыть основу гармонической неустойчивости первого предложения. Обосновать двойную функциональную трактовку гармоний второго и четвертого тактов во втором предложении. |
198 | 8 | Си-бемоль мажор → Фа мажор | |  | |
199 | 9 | до-диез минор → До-диез мажор | |  | Указать принцип модулирования, характерный для второго предложения. |
200 | 10 | Ре мажор → Соль мажор | |  | Отметить в музыкальной форме моменты появления тональностей, не родственных по отношению к исходной, и объяснить логику их появления. Прочесть по вертикали звуки аккордов в двух последних тактах. |
201 | 11 | Ми-бемоль мажор → Фа-диез мажор | |  | Раскрыть тональную и функциональную логику модулирования из g-moll в fis-moll. Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах начального четырехтакта. |
202 | 12 | Ми-бемоль мажор → До мажор | |  | |
203 | 13 | Ми-бемоль мажор → Ля-бемоль мажор | |  | |
204 | 14 | Ми мажор → Ля мажор | |  | |
205 | 15 | ми минор | |  | Определить структуру периода. Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы, подчеркивая приемы модулирования в тональности недиатонического родства. |
206 | 16 | Ре мажор | |  | Раскрыть закономерности тонального развития внутри музыкальной формы, отмечая функциональные соотношения соседних тональностей. Подчеркнуть ненормативность голосоведения в начальном двутакте. Одновременно с исполнением примера на фортепиано назвать количество голосов в аккордах. |
207 | 17 | до-диез минор | |  | Выполнить детальный гармонический анализ примера при повторном прослушивании, одновременно с исполнением на фортепиано. |
208 | 18 | соль минор → До-диез мажор | |  | Дать предварительную настройку в соль миноре. Определить музыкальную форму, закономерности ее масштабно-тематического строения и логику тонального развития. Подчеркнуть характерные особенности модулирования в 5–8 тактах. Отметить черты сходства и различия, возникающие в репризе, в сравнении с начальным построением. Повторить на фортепиано первые два (или четыре) такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
209 | 19 | Фа мажор → Ми-бемоль мажор | |  | Объяснить закономерности внутренней структуры периода и проанализировать гармоническое развитие в связи с этой структурой. Отметить черты вариантности в репризном построении. |
210 | 20 | Ми-бемоль мажор | |  | Определить музыкальную форму. Объяснить логику модулирования из ми бемоль мажора в тональность, завершающую первый период. Отметить закономерности гармонического развития во второй части. Спеть по вертикали аккорды восьмого такта, сохраняя расположение голосов. |
211 | 21 | ля минор → До мажор | |  | Отметить закономерности появления неродственных тональностей. Проанализировать гармоническое содержание модулирующих оборотов. Найти плагальное отклонение. Подчеркнуть особенность утверждения заключительной тональности. |
212 | 22 | фа минор → ми минор | |  | Анализируя следующие примеры, рекомендуется определить музыкальную форму, ее внутренние закономерности, тональное развитие, раскрыть содержание модулирующих оборотов, их функциональную логику, обратив особое внимание на модулирование в неродственные тональности. В некоторых случаях можно назвать количество голосов в многозвучных аккордах, изложение которых ненормативно. Желательно также повторение на фортепиано отдельных фрагментов музыкального текста (по выбору) с сохранением расположения голосов в аккордах и мелодии. |
213 | 23 | фа минор → Фа мажор | |  |
214 | 24 | соль минор → до-диез минор | |  |
215 | 25 | Ля мажор → До мажор | |  |