Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Аранжировка (2006 г.)


Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ СПО «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»

Примерная программа учебной дисциплины
АРАНЖИРОВКА


по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»
специализация «Руководитель народного хора»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Москва, 2006

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070106 «Хоровое дирижирование».

Составитель  –   Ю.Л. Колесник, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензент   –   И.А. Серебренная, Заслуженный работник культуры РФ
Редактор  –   О.Н. Соколова


Пояснительная записка

Данная программа является рабочей по учебной дисциплине «Аранжировка» при подготовке студентов по специальности «Хоровое дирижирование» специализации «Руководитель народного хора» в музыкальном колледже имени Гнесиных.

Рабочая программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы и начальных курсов училища.

Программа рассчитана на преподавание учебной дисциплины «Аранжировка» 1 час в неделю в течение одного года (двух семестров) индивидуального теоретического и практического обучения, т.е. 36 часов. Учебный материал по программе представлен с распределением по разделам.

Основной целью учебной дисциплины «Аранжировка» является обучение студентов базовым знаниям и практическим навыкам по аранжировке народных песен в неразрывной связи с другими прикладными дисциплинами: расшифровкой народных песен; исполнением народных песен сольно, в составе хора или ансамбля; руководством творческим исполнительским коллективом.

Критерием теоретического владения предметом аранжировки является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предметом предполагает работу с песнями уровня сложности до трех-, четырехголосного исполнительского состава (в том числе: сведение в инвариант, редакция, переложение), а также умение работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации.

Занятия по учебной дисциплине «Аранжировка» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенности оформления учебных работ и пр.) происходит в процессе работы (с письменными материалами по предмету, разного рода словарями и справочниками, техническими средствами обучения), организуемой с использованием новых педагогических методик.

В процессе обучения учебной дисциплине «Аранжировка» немалое значение придается техническим средствам обучения (аудиотехнике, мультимедиа и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, включены: умение пользоваться магнитофоном, проигрывателем, компьютером, специальными музыкальными программами, с помощью которых можно производить коррекцию записей, их оцифровку, сведение поканальных записей в общий канал. Работа с техническими средствами обучения является наглядным примером при освоении принципов работы по предмету «Аранжировка». Это также позволяет значительно увеличить сохранность аудиоматериала, улучшить его качество, а значит, существенно облегчить процесс обучения.

Рабочая программа содержит списки используемых произведений и рекомендуемой литературы по учебной дисциплине «Аранжировка».

В учебно-методический комплекс включены:

  • лекции по основам аранжировки народных песен;
  • набор аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
  • словари всех типов, музыкальные и фольклорные справочники;
  • экспедиционные материалы;
  • рабочие тетради.

Требования к минимуму содержания по дисциплине

Получение навыков аранжировки народных песен (от редакции до переложения, изложения в одноголосном и многоголосном виде). Знание специальных терминов и обозначений. Овладение навыками работы с одноканальными и многоканальными партитурами. Умение использовать на практике полученные знания и навыки как для индивидуального (теоретическая – научная и методическая – работа; сольное исполнительство), так и коллективного творчества (участие в работе творческого коллектива и руководство им).



Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Количество часов:
Всего: В том числе:
Практические занятия:
I. Вводно-коррективный курс.
1 час
II. Работа с народно-песенными партитурами по их сведению, анализу и редактированию 19 часов 19 часов
Тема II.1. Изучение фактуры народной песни и типов народно-песенного многоголосия. 1 час1 час
Тема II.2. Различие фактурных особенностей народных песен в различных областных песенных стилях. 1 час 1 час
Тема II.3. Голосовые функции в народных песнях. 1 час 1 час
Тема II.4. Сведение народно-песенной партитуры. Инвариант. 1 час 1 час
Тема II.5. Анализ и определение музыкальных закономерностей и стилевых особенностей народно-песенной партитуры. 1 час 1 час
Тема II.6. Редактирование и изложение народно-песенных партитур. 13 часов 13 часов
Контрольный урок. 1 час 1 час
III. Работа с народно-песенными партитурами по их переложению
на различные хоровые составы и одноголосие.
16 часов 16 часов
Тема III.1. Особенности техники переложения народно-песенных партитур. 2 часа 2 часа
Тема III.2. Переложение для смешанного хора и ансамбля. 3 часа 3 часа
Тема III.3. Переложение для женского хора и ансамбля. 3 часа 3 часа
Тема III.4. Переложение для мужского хора и ансамбля. 3 часа 3 часа
Тема III.5. Переложение для детского хора и ансамбля. 2 часа 2 часа
Тема III.6. Составление концертно-сценических композиций (по пройденному материалу) 2 часа 2 часа
Контрольный урок. 1 час 1 час
Всего:   36 часов 36 часов


Содержание учебной дисциплины

I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Аранжировка» начинается с занятия, содержание которого основано на результатах входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: одноголосный (двухголосный) тембровый диктант (аудирование и нотация несложной песни), владение специальной терминологией. На вводном занятии проводится повторение необходимых знаний и навыков из курса элементарной теории музыки и сольфеджио, а также ознакомление с некоторыми действиями по дисциплине «Аранжировка» и новой необходимой терминологией курса.

В дальнейшем работа производится в несколько этапов:

II. Работа с народно-песенными партитурами по их сведению, анализу и редактированию

Тема II.1. Фактура как составная часть музыкальной ткани. Фактура как яркое выразительное средство. Типы фактуры. Подголосочная полифония как тип народно-песенной фактуры.

Тема II.2. Виды народно-песенной фактуры. Особенности музыкальной фактуры западного, северного, южного, среднерусского и других певческих стилей.

Тема II.3. Голосовые функции в народных песнях. Монофункциональная группа голосов. Контрастный подголосок («подводка», «дишкант», «тонкий голос»). Функциональное двухголосие и трёхголосие. Специальные формы совместного пения.

Тема II.4. Сведение народно-песенной партитуры как метод получения инварианта. Инвариант как основной мелодико-гармонический комплекс песни.

Тема II.5. Анализ и определение основных мелодико-гармонических, метро-ритмических, функционально-фактурных особенностей народно-песенной партитуры, особенностей текста и строфики, ритмо-слоговых закономерностей.

Тема II.6. Редактирование народно-песенных партитур. Отражение основных закономерностей народно-песенной партитуры в её редакции. Вычленение из инварианта случайных нот, пауз, слов и т.д. Сегментирование мелодии по функциональной принадлежности и распределение мелодических сегментов по соответствующим голосовым функциям. Ненормированная и нормативная музыкальная строфа. Запев как акт импровизации. Каденция музыкальной строфы и каденция песни. Редактура и переработка текста. Правила оформления хоровых партитур.

Контрольный урок. Предоставление не менее шести письменных работ, выполненных в течение семестра, с приложением первоисточников. Выполнение письменной контрольной работы по сведению мелодических вариантов голосовых функций (например, по расшифровке многоканальной записи) в единый инвариант и редакции партитуры.


III. Работа с народно-песенными партитурами по их переложению на различные хоровые составы и одноголосие.

Тема III.1. Диапазоны голосов и хоровых партий. Облегчённое изложение многоголосных народно-песенных партитур. Хоровое и ансамблевое переложение народно-песенных партитур, одноголосное переложение народно-песенной партитуры для сольного исполнения. Творческий подход к аранжировке народно-песенных партитур.

Тема III.2. Целесообразность переложения для смешанного хора и ансамбля. Техника переложения с различных составов на смешанный состав с сохранением фактуры первоисточника. Техника переложения с изменением фактуры первоисточника.

Тема III.3. Целесообразность переложения для женского хора и ансамбля. Техника переложения с различных составов на женский состав с сохранением фактуры первоисточника. Техника переложения с изменением фактуры первоисточника.

Тема III.4. Целесообразность переложения для мужского хора и ансамбля. Техника переложения с различных составов на мужской состав с сохранением фактуры первоисточника. Техника переложения с изменением фактуры первоисточника.

Тема III.5. Целесообразность переложения для детского хора и ансамбля. Облегчённое изложение партитуры для детского состава. Переработка текста с учётом возрастных особенностей исполнителей.

Тема III.6. Составление концертно-сценических композиций. Различие и сходство форм бытования песенного фольклора и их сценического воплощения. Объединение песенного материала в жанровые и тематические сцены. Одно-стилевая и разно-стилевая компоновка концертных сцен. Построение концертно-сценических композиций по принципу фактурного, жанрового, стилевого, темпового, тонального, динамического контраста в контексте сквозного драматургического развития.

Контрольный урок. Представление не менее шести письменных работ, выполненных в течение семестра с приложением первоисточников. Выполнение письменной контрольной работы по сведению мелодических вариантов голосовых функций (например, по расшифровке многоканальной записи) в единый инвариант, редакции партитуры и изложению для указанного преподавателем исполнительского состава.



Технические средства обучения

Магнитофоны для аудиторной работы (бытовой уровень), проигрыватель пластинок и компакт-дисков, персональный компьютер с программным обеспечением: Windows XP, проигрыватели Windows Media Player и Winamp, аудиоредактор Sound Forge, реставратор аудиозаписей Magix Audio Clining Lab, мультитрековый редактор для работы с многоканальными записями Vegas, графические нотные редакторы Encore, Finale и Sibelius.



Список используемых произведений

Гетерофония, бурдон
На гряной неделе – женская гетерофония, бурдон, Брянск
Как под Киевом – женская гетерофония, бурдон, Брянск
Где живёт моя милая – женскя гетерофония, Брянск
Сидел Ваня – женская гетерофония, Брянск
Ой, я в бору воду беру – женская гетерофония, бурдон, Брянск
На вулице девки гуляли – женская гетерофония, бурдон, Гомель
Что й на море клён-деревце вянет – женская гетерофония, Брянск
Благослови, мати – женскя гетерофония, Брянск
Пора, мати, жито – жати женскя гетерофония, Брянск
Что й по прежней по любови – женскя гетерофония, Брянск
Масленица дорогая – женская гетерофония, Псков
У поле рожь зелененька – женская гетерофония, Псков
Иванова матка – женская гетерофония, Псков
Немытко дружок – женская гетерофония, Смоленск
Горошек мой белый – женская гетерофония, Смоленск
Травка чернобылка – женская гетерофония, Смоленск
Все пташечки по окошечкам – женская гетерофония, Смоленск
Буйны ветры подымалися – женская гетерофония, Калуга
Полно солнышку из-за лесику светить – женская гетерофония, бурдон, Калуга
На улице огонь горит – женская гетерофония, бурдон, Калуга
Гуляла девушка во поле – женская гетерофония, бурдон, Калуга
У нас раным-раненьким – женская гетерофония, бурдон, Калуга
Голова моя, свет-головушка – женская гетерофония, бурдон, Калуга
Не в трубушку трубили – женская гетерофония, Калуга
Вдарили вузды-колечки – женская гетерофония, Калуга
Цвела, цвела липушка – женская гетерофония, Калуга
А вы соколы, соколы – женская гетерофония, Калуга
Кто двору, кто двору – женская гетерофония, Калуга
Близко к городу Славянску – женская гетерофония, Калуга
Возле нашего окошка – женская гетерофония, Калуга
Зимой-летом сосёнушка – женская гетерофония, Калуга
Ой, улица, улица – женская гетерофония, Калуга

Гетерофония, двухголосие, простое трёхголосие
Кого нету, того жаль – женское двухголосие, Поволжье
Зазноба ли ты моя – женское двухголосие, Поволжье
Летал голубь – мужское двухголосие, Белгород
Не сама я садок садила – мужское двухголосие, Белгород
Наварил батька похлёбки – мужское двухголосие, Белгород
Я пойду пройду вдоль по селу – мужское двухголосие, Белгород
Ночь темная – женское простое трёхголосие, Белгород
Калёда – женское простое трёхголосие, Белгород
Всё не йдуть – женское простое трёхголосие, Белгород
Вы белилицы – женское простое трёхголосие, Белгород
Ой да вы сады – женское простое трёхголосие, Белгород
Заинка – женское простое трёхголосие, Белгород
Речка Камышинка – женское простое трёхголосие, Белгород
Сподкошёна травка – женское простое трёхголосие, Белгород
Спасибо хозяину – женское простое трёхголосие, Белгород
Можно ли можно – женское простое трёхголосие, Белгород
Мы пойдём с тобой, Машутка – мужское простое трёхголосие, Белгород
Побувай, мой милый на покосе – женская гетерофония, Белгород
Во батюшкином саду – мужское простое трёхголосие, Белгород
Иванушка-рачек – смешанная гетерофония, Белгород
Из-за гор-горы – мужское простое трёхголосие, Белгород
Жаворонок – мужское простое трёхголосие, Белгород
Ты взойди, ясное солнышко – мужское простое трёхголосие, Белгород
Пошёл дождичек – мужское простое трёхголосие, Белгород
Горы Закавказские – мужское простое трёхголосие, Дон
Мать-Россия – мужское простое трёхголосие, Дон
Как шли-прошли развесёлые наши дни – женское двухголосие, Белгород
Вот по новой по светлице – женское двухголосие, Белгород
Не скучай-ка, разудала голова – женское двухголосие, Белгород
А все кумушки домой – женское простое трёхголосие, Рязань
Кого нету, того добре жаль – женское простое трёхголосие, Рязань
Пора гостям со двора – женское простое трёхголосие, Рязань
Цвели во поле цветочки – женское простое трёхголосие, Рязань
Я гуляла по зелёному саду – женское простое трёхголосие, Рязань
Уж ты утушка ряба – женское простое трёхголосие, Рязань
Как не по лугу, лужочку – женское простое трёхголосие, Рязань
Сильнай-то дождик – женское простое трёхголосие, Рязань
Как не по мосту, мосточку – женское простое трёхголосие, Рязань
Во саду сваха посоженая – женское простое трёхголосие, Рязань
Снежки белые, пушисты – женское простое трёхголосие, Рязань
Я устану, девушка, раненько – женское простое трёхголосие, Белгород
Да приехал мой миленький с поля – женское простое трёхголосие, Курск
По дуброве тропинка лежала – женское двухголосие, Курск
Давно, давно я в батюшки была – женское двухголосие, Курск
Ехали казаки – женское двухголосие, Курск
Во поле лён – женское простое трёхголосие, Курск
Голымба – женское простое трёхголосие, Курск
Ой, вулица, вулица – женское простое трёхголосие, Курск
Да на дворе дождь, дождь – женское простое трёхголосие, Курск
За речками огни горят – женское простое трёхголосие, Курск
Уродилася Дуня – женское простое трёхголосие, Красноярск
Комарочки – женское простое трёхголосие, Красноярск
Бриченька – женское простое трёхголосие, Красноярск
Рощица ты вербовая – женское простое трёхголосие, Красноярск
Не для меня придёт весна – женское простое трёхголосие, Красноярск
Сижу за решёткой – женское простое трёхголосие, Красноярск
Что ты, Ванюша – женское простое трёхголосие, Красноярск
За рекой, за быстрою – женское простое трёхголосие, Красноярск
Не ходи, моя милая – женское простое трёхголосие, Красноярск
Со восточной было со сторонки – женское простое трёхголосие, Красноярск
Я не сам кудри кудрил – женское простое трёхголосие, Красноярск
Двор возле двор – женское двухголосие, Мурманск
Прощай, радость, жизнь моя – женское двухголосие, Мурманск
Я вечор в лужках гуляла – женское двухголосие, Мурманск
На солнечном усходе – женское двухголосие, Мурманск
Налятали, налятали ясны сокола – женское двухголосие, Мурманск
Не слыхала Аннушка – женское двухголосие, Мурманск
Друженька – женское двухголосие, Мурманск
Уж ты звёздка – женское двухголосие, Мурманск
По горнице столовой – женское двухголосие, Мурманск
Выходило вылетало 33 корабля – женское двухголосие, Мурманск
Вечор поздно из лесочка – женское двухголосие, Мурманск
Дунька, Дунька, Дунька я – женское двухголосие, Мурманск
Это вся наша компанья весела – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Уж как по мосту-мосточку – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Не сидела б у окошечка одна – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Виноградьё – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Со сторонушки – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Иванов монастырь становился – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Белая берёзонька призадумалася – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Улонька – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Мой-от милый гармонист – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Я капустоньку полола – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Коляда-молядя – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Я куда с горя, бедна, деваюся – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Во поле, во поле – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Усть-Цилёмские припевки – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Из-за лесу, лесу тёмного – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Во горенке во новой – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
С-по лугу, лугу разливалася вода – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Причитание по сестре – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Жил я, был я во матушке во Москве – смешанное простое трёхголосие, Усть-Цильма
Отлетала лебёдушка – женское двухголосие, Карелия
Что во тереме – женское двухголосие, Карелия
Знать, недолго веночку – женское двухголосие, Карелия
Уж как конь идёт по бережку – женское двухголосие, Карелия
Не ходите-ко, девки, замуж – женское двухголосие, Карелия
Уж как по лугу – женское двухголосие, Карелия
На калине соловей-птица сидит – женское двухголосие, Карелия
Настаёт сонцё с теремом равно – женское двухголосие, Карелия
Куды сдумала она – женское двухголосие, Карелия
На Негиновском славноём бережку – женское двухголосие, Карелия
Из-за лесу, лесу тёмного – женское двухголосие, Карелия
Ещё с терема на терем – женское двухголосие, Карелия
Что не яблочко по горнице – женское двухголосие, Карелия
Отворяйсе, дверь дубовая – женское двухголосие, Карелия

Гетерофония, метро-ритмические, ладо-гармонические, фиоритурные трудности, полифония
За курганом пики блещуть – смешанное многоголосие, Дон
Всадники-други – смешанное многоголосие, Дон
Сорок пятого годочку – смешанное многоголосие, Дон
Поехал казак на чужбину далёку – смешанное многоголосие, Дон
Собирались с Дону казаки – смешанное многоголосие, Дон
Веселитеся, донцы, славные казаки – смешанное многоголосие, Дон
Пчёлочка – смешанное многоголосие, Дон
Во саду, садочке – смешанное многоголосие, Дон
Что ты, жинка, губы жмёшь – смешанное многоголосие, Дон
Что ж ты Ваня, разудала голова – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
В островах охотник – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Казак над реченькой стоял – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Не вейтеся, чайки над морем – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Уж вы, стары старики – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Выше ельничку – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Полынь, горькая в поле трава – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Поселенцы вы наши, бродяги – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
При долинушке – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Провожала дружка со двора – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Проходи-ка, скучное времечко – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Скучно, грустно – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
Что не пыль – мужское многоголосие, семейские Забайкалья
В тереме, в тереме свечи горят – женское многоголосие, Москва
Вдоль по морю – женское многоголосие, Москва
Виноград – женское многоголосие, Москва
Гуляла я в садочке – женское многоголосие, Москва
На ком кудрюшки – женское многоголосие, Москва
Ты рябинушка – женское многоголосие, Москва
Ой, по саду, саду – женское многоголосие, Белгород
Не шурмуйте бояре – женское многоголосие, Белгород
Там летала и порхала – женское многоголосие, Белгород
Как по улице по широкой – женское многоголосие, Белгород
Повознички молодые – женское многоголосие, Белгород
За речкой у нас только над водою – женское многоголосие, Белгород
Мужик пашенку пахал – женское многоголосие, Белгород
Во 30-м, да во первом годочечкю – смешанное многоголосие, Белгород
Девка по саду ходила – смешанное многоголосие, Белгород
Я по садику ходила – женское многоголосие, Белгород
Летел голубь через город – женское многоголосие, Белгород
С-под зарёю я стояла – смешанное многоголосие, Белгород
Не будите молодую – смешанное многоголосие, Белгород
Ишла бабенка долиною – смешанное многоголосие, Белгород
Ой, село весело, село Репинка – женское многоголосие, Белгород
Не кукуй в саду, кукушачкя – смешанное многоголосие, Белгород
Кукушечка-любушечка – женское многоголосие, Белгород
Дождичек-поливальничек – женское многоголосие, Белгород
Ой, летел павлин – женское многоголосие, Белгород
Белая капустушка – женское многоголосие, Белгород
Затрубили в трубушку – смешанное многоголосие, Белгород
У нас вечер, вечеринка – смешанное многоголосие, Белгород
Журливая да печальная – женское многоголосие, Белгород
Ох, листики вы бумажные – женское многоголосие, Белгород
Спасибо хозяину – женское многоголосие, Белгород
Как во славном городе – смешанное многоголосие, Белгород
Похотелося нашей Дуняше – женское многоголосие, Белгород
Вы святы вечары – женское многоголосие, Харьков
Как на речке, на Ердане – женское многоголосие, Харьков
Капустка – женское многоголосие, Харьков
Перепну я речушку – женское многоголосие, Харьков
Голова ли моя – женское многоголосие, Харьков
Под лесом лесочком – женское многоголосие, Харьков
Ох да ты полюшко, поляна – женское многоголосие, Харьков
Вы куры, куры, молодые кочеты – женское многоголосие, Харьков
По саду, саду, винограду – женское многоголосие, Харьков
Сахорное сладкое яблочко – женское многоголосие, Харьков
На море калинушка стояла – женское многоголосие, Харьков
По вулице поезд проезжае – женское многоголосие, Харьков
Мимо саду зелёного – женское многоголосие, Харьков
Вы князи-бояре – женское многоголосие, Харьков
Рано, рано на заре – женское многоголосие, Харьков
Заборливай дружко – женское многоголосие, Харьков
Против тестева двора – женское многоголосие, Харьков
Обыграем хлеб-соль – женское многоголосие, Харьков
Горела дуброва – женское многоголосие, Харьков
Вы голуби мои сизаи – женское многоголосие, Харьков
Гуси вы гуси, да вы сераи – женское многоголосие, Харьков
Сукрашёно-то полё – женское многоголосие, Харьков
Ой да ты дорога – женское многоголосие, Харьков
Мать по сыну не тужа – женское многоголосие, Харьков
Жили да были два братца родных – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Он шёл-прошёл, молодой юнош – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Что душе моёй сокрыто – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Со широкого двора – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Провожала дружка всё до Питера – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Берут братца мово во солдаты – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
У царя Дадона была дочь Алёна – смешанное многоголосие, духоборы Джавахетии
Поехал казак во чужбину – смешанное многоголосие, Дон
Из-за лесу, лесу копия мечей – смешанное многоголосие, Дон
Тихо ехал над рекою – смешанное многоголосие, Дон
Сине море всколыхнулося – смешанное многоголосие, Дон
Весёлая беседушка – смешанное многоголосие, Дон
У ворот сосна зеленая – смешанное многоголосие, Дон
Варенька – смешанное многоголосие, Дон
Голубь-голубок – смешанное многоголосие, Дон
Жавронёнок – смешанное многоголосие, Дон
Запрягу я тройку борзых – смешанное многоголосие, Дон
Земляничка-ягодка – смешанное многоголосие, Дон
Как над яром, над ярочком – смешанное многоголосие, Дон
Камышинка – смешанное многоголосие, Дон
Конь боевой с походным вьюком – смешанное многоголосие, Дон
Ты, Россия, матушка Россия – смешанное многоголосие, Дон
Не стёжкою, шёл младец тропинкою – смешанное многоголосие, Дон
Выпадала бел-пороша – смешанное многоголосие, Дон
Распоследний раз девчоночка – смешанное многоголосие, Дон
Жавронёнок ты мой – смешанное многоголосие, Дон
Сине море сколыхалося – смешанное многоголосие, Дон
Ты Дунюшка-любушка – смешанное многоголосие, Дон
Возле моста трава росла – смешанное многоголосие, Дон
Голыбь, ты мой голубок – смешанное многоголосие, Дон
Сторона ли ты моя – смешанное многоголосие, некрасовцы
Не заря, заря занималася – смешанное многоголосие, некрасовцы
Не туман-то, туман – смешанное многоголосие, некрасовцы
Что при вышнем – мужское многоголосие, некрасовцы
Пришатнулся казак, примотнулся – смешанное многоголосие, некрасовцы
Не спалося вам, некрасные девочки – женское двухголосие, некрасовцы
Зелёна дубровушка – смешанное многоголосие, некрасовцы
У широких у ворот – смешанное многоголосие, некрасовцы
Ой, на горке калина – смешанное многоголосие, некрасовцы
Хожу я с-по травке – женское многоголосие, Архангельск
Голубочек – женское многоголосие, Архангельск
Соловеюшко, парень молодой – женское многоголосие, Архангельск
Вы-то, премилые девушки – женское многоголосие, Архангельск
Мене век тоска не бывала – женское многоголосие, Архангельск
Шили-брали ковёр – женское многоголосие, Архангельск
Кого нету, того мене жаль – женское многоголосие, Архангельск
Первой-от молодец – женское многоголосие, Архангельск
Я-то нигде дружка не вижу – женское многоголосие, Архангельск
Между реченькой, между быстрою – женское многоголосие, Архангельск
Раздуй-ко, развей, погодушка – женское многоголосие, Архангельск
Полно ли, солнышко – женское многоголосие, Архангельск
Отлетаёт-то мой да соколик – женское многоголосие, Архангельск
Как у наших у дворянских у ворот – женское многоголосие, Архангельск
Размолоденькие да вы молодчики – женское многоголосие, Архангельск
Ты талан ли мой, талан – женское многоголосие, Архангельск
Не по зорюшке, по заре – женское многоголосие, Архангельск
Спасибо, жнеюшки и Уж мы вьём, вьём бороду – женское многоголосие, Архангельск
Уж ты пей-ко, моя буйна головушка – женское многоголосие, Архангельск
Как по первому, по Невскому было – женское многоголосие, Архангельск
По дорожечке было по широкой – женское многоголосие, Архангельск


Рекомендуемая литература

  1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). - Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
  2. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Составитель Гусев В.Е. - Л.: Музыка, 1980.
  3. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. - М.: Советский композитор, 1990.
  4. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. - М.: Музыка, 1991.
  5. Бершадская Т.С. Основные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  6. Великорусские песни в народной гармонизации. Составитель Линёва Е.Э. - Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
  7. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русской хоровой песни. - М.: Музыка, 1976.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 2002.
  9. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. - М.: Советский композитор, 1989.
  10. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. - М.: Советский композитор, 1981.
  11. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских народных песен. Учебное пособие по курсу Народное музыкальное творчество. - М.: Издательство МГУК, 1993.
  12. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. - М.: Советский композитор, 1980.
  13. Ивакин М.Н. Хоровая аранжировка. - М.: Советский композитор, 1980.
  14. Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение народной песни. - М.: Советский композитор, 1985.
  15. Кабанов А.С. Многоголосие и ритмика протяжённой песни донских казаков / Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального творчества: Научные труды НИИ культуры. - М.: 1982. Вып.110
  16. Казачий словарь-справочник. Составитель Губарев Г.В. - Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1969. Репринтное воспроизведение. - М.: ТО Созидание, 1992.
  17. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М.: Высшая школа, 1982.
  18. Кузнецов П.С. Русская диалектология. Издание второе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  19. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. - Киев: Музична Украiна, 1991.
  20. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.
  21. Медведева М.В. Хоровая аранжировка. Программа для музыкальных вузов. Проект. - М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1990.
  22. Музыка. Большой энциклопедический словарь. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998.
  23. Музыкальная фольклористика. Составитель Банин А.А. - М.: Советский композитор, 1978.
  24. Музыка Миф Бытие. Сборник статей. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995.
  25. Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998.
  26. Народная словесность. Сборник статей. - М.: Крафт +, 2002.
  27. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А.Пашина. - СПб.: Композитор, 2005
  28. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. - М.: Советский композитор, 1972.
  29. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 1997.
  30. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 1997.
  31. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 2000.
  32. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. - Архангельск: Правда Севера, 1999.
  33. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. - М.: Родникъ, 1998.
  34. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. - М.: Советский композитор, 1990.
  35. Русская историческая песня. Сборник. - Л.: Советский писатель, 1990.
  36. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. - М.: Музыка, 1979.
  37. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Составитель Забылин М. Репринтное издание. - М.: Книга Принтшоп, 1990.
  38. Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. - М.: Наука, 1983.
  39. Русские народные песни. Составитель Варганова В.В. - М.: Правда, 1988.
  40. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Составитель Рубцов Ф.А. - Ленинград: Советский композитор, 1991.
  41. Рыбаков А.А. Язычество древних славян. Издание второе. - М.: София, 2002.
  42. Сборник песен Самарского края. Составитель Варенцов В.Г. - Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
  43. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. Составитель Христофорова О.Б. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
  44. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. - Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
  45. Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. - Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
  46. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья. Составитель Лобкова Г. - М.: Родникъ, 1996.
  47. Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. - Издательство Московского университета, 1969.
  48. Хороводные и игровые песни Сибири. - Новосибирск: Наука, 1985.
  49. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. - М.: Композитор, 1995.
  50. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Московская государственная консерватория, 1998.
  51. Энциклопедия для детей. Русская литература от былин и летописей до классики XIX века. Т. 9. - М.: Аванта +, 1998.
  52. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. - М.: Аванта +, 1998.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования