Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хороведение и методика работы с хором (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ХОРОВЕДЕНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ
программа для музыкальных училищ по специальности № 0503-01 «Хоровое дирижирование»


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Хоровое дирижирование».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности «Хоровое дирижирование»

Переработана и дополнена в соответствии с новыми Государственными стандартами среднего профессионального образования на основе Программы Министерства культуры «Хороведение и методика работы с хором» 1988 года.

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» В.К.Любарский
Рецензенты  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» заслуженный работник культуры РФ В.К.Герасимова;
доцент кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных В.И.Сорокин

Пояснительная записка
Всего 72 час.
Занятия групповые

Предмет «Хороведение и методика работы с хором» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Хоровое дирижирование». Цель изучения курса «Хороведение» заключается в том, чтобы вооружить учащихся знаниями теоретических основ хорового искусства и навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности.

Данный предмет предусматривает ознакомление учащихся с основными этапами развития певческо-хорового искусства, выдающимися хоровыми коллективами и их руководителями.

В результате изучения предмета «Хороведение», входящего в комплекс других специальных дисциплин, учащийся должен:

  • знать теоретические основы хороведения, классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны и регистровое строение;
  • понимать интонационные закономерности ступеней мажора и минора (в мелодическом и гармоническом изложении) на основе их ладовой взаимозависимости и с учетом зонной природы вокального строя;
  • представлять пути достижения хорового ансамбля как необходимого средства для передачи образно-смыслового содержания хорового сочинения;
  • уметь определять ансамблевые, интонационные, а также вокально-хоровые трудности и пути их преодоления.

Теоретические основы хорового искусства являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса хороведения должно сочетаться с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приемов работы с хором. Практическими формами работы могут быть:

  • хороведческий анализ партитур по разделам: трудности строя, ансамбля, вокально-хоровые трудности и пути их преодоления;
  • методический анализ (репетиционный план) начального этапа разучивания хорового сочинения и его завершающей стадии;
  • подбор и исполнение вокально-хоровых упражнений с объяснением их возможной целесообразности;
  • гармонизованное исполнение на фортепиано всех мажорных гамм и гармонической настройки для хора во всех мажорных и минорных тональностях;
  • выполнение развёрнутой письменной аннотации на хоровое произведение a capella и с сопровождением;
  • разбор репетиций или концертов хоровых коллективов;
  • составление примерного репертуарного плана работы хора.

Изучение курса «Хороведение» осуществляется на протяжении двух семестров: третьего и четвертого. В конце четвертого семестра учебным планом предусмотрен экзамен. По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущей проверки знаний и выполнения практических заданий.


Экзаменационные требования включают:

  • знание теоретических основ предмета;
  • умение обобщать отдельные положения путём метода сравнительного анализа;
  • практические виды работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры.
(8 часов лекционных занятий)

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. История хорового исполнительства в России и его основные направления: народно-песенное и профессиональное церковно-певческое искусство. Основные формы церковно-певческого искусства: знаменное, строчное и партесное пение. Первые государственные профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, в дальнейшем переименованный в Петербургскую Придворную певческую капеллу. Хор Патриарших певчих дьяков, впоследствии Московский Синодальный хор. Основные этапы развития этих хоров и соответствующих учебных заведений вплоть до советского периода.

Усадебно-дворянская культура России XVIII-XIX вв. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С.А.Дегтяревым и Г.Я.Ломакиным. Капелла князя Ю.Н.Голицына.

Светская хоровая культура в России второй половины XIX века. Создание общедоступных хоровых коллективов и хоровых учебных заведений. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 году.

Известные на рубеже веков духовные хоры, возглавляемые И.И.Юховым и А.А.Архангельским.

Конец ХIХ века – расцвет хорового исполнительства в России. Исполнительская деятельность Синодального хора и Придворной певческой капеллы. Создание Симфонической капеллы в Москве.

Хоровое исполнительство после революции 1917 года. Профессиональные хоровые коллективы: Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А.Юрлова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова), Ансамбль красноармейской песни ЦДКА имени Фрунзе (ныне Дважды Краснознамённый имени А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Российской армии), Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого.

Русские хоровые дирижеры: Н.М.Данилин, П.Г.Чесноков, М.Г.Климов, А.В.Александров, А.В.Свешников, К.Б.Птица, А.А.Юрлов, М.Е.Пятницкий.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н.Минина, Государственного камерного хора под руководством В.К.Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Детская хоровая самодеятельность. Детский хор НИИ художественного воспитания детей Академии педагогических наук России. Деятельность В.Г.Соколова, возглавлявшего этот коллектив.

Студенческие самодеятельные хоры, получившие известность в последние десятилетия: Московский хор молодежи и студентов под руководством Б.Тевлина, хор МВТУ им. Баумана – руководитель В.Живов, Мужской хор МИФИ – руководители Э.Рывкина и Н.Малявина.

Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».


Специфика хорового исполнительства, его цели и задачи.
Формы хорового исполнительства.

(2 часа лекционных занятий)

Хор как единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Создание общехорового ансамбля, необходимого для раскрытия художественного замысла исполняемой музыки.

Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски. Определение целей, задач и особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства.


Голосовой аппарат человека.
Певческие голоса и их характеристики.

(6 часов лекционных занятий)

Устройство голосового аппарата и его три основные составляющие:

  • легкие с дыхательными путями
  • гортань с голосовыми связками
  • область природных резонаторов

Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата.

Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание, или выравнивание регистров голоса – необходимое условие преодоления определенных вокально-хоровых трудностей.

Понятие о певческом голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато.

Три группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные голоса. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки.


Вопросы певческой культуры.
(6 часов лекционных занятий)

Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звуковедение.

Основные типы певческого дыхания. (Виды хорового дыхания. Понятие резервного дыхания.) Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием.

Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи.


Культура речи в пении.
(4 часа лекционных занятий)

Синтез речи и музыки в вокальных жанрах. Значение слова в хоровом пении. Различие в написании и произношении слов.

Раскрытие понятий «орфоэпия», «культура и логика речи» применительно к вокальному исполнению. Взаимосвязь вокальной дикции и артикуляции. Правила вокального произношения в зависимости от норм звуковедения. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в вокально-хоровом исполнении.


Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров.
(8 часов лекционных занятий)

Определение понятия «хор». Типы хоров. Характеристика их вокально-технических и исполнительских возможностей. Виды хора. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав и расположение хорового коллектива.


Строй хора.
(6 часов лекционных, 4 часа практических занятий)

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Два вида строя хора – мелодический и гармонический. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя.

Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями при правильном звукоизвлечении и звуковедении.


Ансамбль хора.
(4 часа лекционных, 4 часа практических занятий)

Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного хорового исполнения.

Понятия частного и общехорового ансамбля. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества их голосов. Единство ощущений темпа, ритма, метра, динамических изменений, необходимых для достижения частного и общехорового ансамбля. Общий ансамбль в хоре – это органическое слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия образно-смысловой сферы исполняемого произведения.

Виды хорового ансамбля

Темповый и метроритмический ансамбль. Определение верного темпа, отражающего образно-содержательную суть исполняемого произведения. Соответствие темпа определенному стилю или направлению в музыке. Определение меры медленного и быстрого темпов. Понятие метричности и агогичности исполнения. Прием rubato.

Метр – основа ритмического ансамбля при исполнении контрастных ритмических структур в полифонической музыке. Способы преодоления темповых и метроритмических трудностей в работе с хором.

Динамический ансамбль и его соответствие различным складам изложения.

Динамический ансамбль в произведениях для хора с солистами.

Различные виды динамического ансамбля хора с сопровождением.

Естественный и искуственный ансамбль. Зависимость динамического ансамбля от тесситуры.

Роль нюансов и фразировки в раскрытии содержания хорового произведения. Их взаимосвязь со стилем, формой, темпом произведения.

Тембровый ансамбль и его художественно-выразительные возможности.

Задачи «ретушировки» литературного текста в хоровом пении.

Соблюдение единства приемов звукоизвлечения (атаки) и звуковедения – важные элементы частного и общего ансамбля.


Работа дирижера над партитурой.
(4 часа лекционных, 8 часов практических занятий)

Тщательный анализ хорового сочинения – необходимое условие для осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых хормейстерских приемов в работе с хором.

Основные этапы самостоятельной работы дирижера над хоровой партитурой.

План выполнения письменной аннотации на хоровое сочинение.


Методика работы с самодеятельным хором.
(6 часов лекционных, 4 часа практических занятий)

Руководитель коллектива – организатор всей его деятельности. Личностные, организаторские и профессиональные качества, необходимые дирижеру для осуществления совместной с хором творческой деятельности.

Основы организации самодеятельного хора

Материальная база. Методика создания хорового коллектива. Организация самоуправления внутри коллектива.

Организация занятий самодеятельного хора. Методы разучивания репертуара.

Планирование репетиционной, учебной и концертной деятельности коллектива. Формирование основных вокально-хоровых навыков у участников самодеятельного хора. Роль и значение вокально-хоровых упражнений в работе самодеятельного коллектива.

Подбор репертуара. Его доступность и художественная самоценность. Роль репертуара в закреплении вокальных и слуховых навыков у участников хора. Методы разучивания исполняемого репертуара.

Специфика изучения музыкальной грамоты в хоровой самодеятельности.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов Л. Дирижер-хормейстер. Л. 1976
  2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л. 1980
  3. Баранов Б. Курс хороведения. М. 1991
  4. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М-Л 1948
  5. Горяйнов Ю. Г.Я.Ломакин. М.1984
  6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М. 1986
  7. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л.1951
  8. Ершов А. Старейший русский хор. Л. 1978
  9. Живов В. Теория хорового исполнительства. М. 1988
  10. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М. 1985
  11. Калинин С.(сост.) Памяти А. В. Свешникова. Статьи. Воспоминания. М.1998
  12. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М. 1969
  13. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М.1963
  14. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л. 1967
  15. Никольский А. Голос и слух хорового певца. М.1998 (переиздание)
  16. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. М.1957
  17. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М. 1970
  18. Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре в сб. «Хоровое искусство» Л.1967
  19. Соколов В. Работа с хором. М. 1959
  20. Тевлин Б., Ермакова Л.(сост.) К.Птица. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет.
  21. Ткачев Д. А.А..Архангельский. Л. 1974
  22. Чесноков П. Хор и управление им. М. 1952
  23. Юссон Р. Голос певца. М. 1960


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования