Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хоровое сольфеджио (1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ по специальности 0503.01
«Хоровое дирижирование»


Москва
1999


Одобрена предметно-цикловой комиссией «Хоровое дирижирование».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»

В программе были использованы материалы методической разработки заслуженного работника культуры РФ преподавателя ПЦК «Хоровое дирижирование» Кабаковой Э.Я. и дипломной работы преподавателя ПЦК «Хоровое дирижирование» Микконен Ю.В.

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» Колмакова Е.И.
Рецензенты  –   преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» заслуженный работник культуры РФ Калинин В.А.
 –   преподаватель ПЦК «Теория музыки» заслуженный работник культуры РФ Соловьева Н.А.

Пояснительная записка
Объем: всего 72 часа
Занятия групповые

В музыкальных училищах предмет «Хоровое сольфеджио» (специальность 0503.01 «Хоровое дирижирование») является составной частью профессиональной подготовки студентов и в тесном взаимодействии с другими предметами предусматривает развитие навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих дирижеров самодеятельного хора, преподавателей музыкальной и общеобразовательной школ.
Предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, способствует повышению профессионального уровня учебного хора. Дополнительная подготовка студентов младших курсов ускоряет процесс разучивания произведений в хоровом классе.
Ансамбль, строй, нюансы являются главнейшими и непременными элементами хоровой звучности как таковой. Это положение должно быть первоосновой, краеугольным камнем в различных аспектах хоровой науки и, в том числе, в основе изучаемого предмета «Хоровое сольфеджио»
Цель «Хорового сольфеджио» – воспитание высокой активности исполнителя средствами хоровой звучности, совершенствование профессиональных качеств музыкального слуха хорового дирижера. Активный слух – комплексное явление, предусматривающее интонационную активность слуха, способность к предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного результата. Не менее важна темпоритмическая активность слуха, что подразумевает ощущение ритмической пульсации, темпа, его смены.
Основной метод «Хорового сольфеджио» – сольфеджирование полным составом хора с соблюдением основ хорового исполнительства. На уроке максимально должны быть использованы все элементы хорового пения: навыки ансамбля, вокальная установка, строй во всех деталях, а также специфические основы хорового сольфеджирования с типичной манерой звуковедения, цезурности, хоровой дикции, дирижерской техники. Мелодический, гармонический и ритмический слух должны быть в непрерывном взаимодействии и в координации с певческим голосом.
Практическое освоение предмета предусматривает развитие следующих навыков у студентов:
  • пение вне тональности: интервалов (с названием и без названия звуков), цепочек интервалов, интервальных секвенций, различных видов трезвучий;
  • пение в ладу: различных ступеней, интервалов и аккордов (с разрешением), пение различных ладов (в том числе народных) и т.п.;
  • чувство ритма: исполнение ритмических диктантов, пение мелодических попевок в сопровождении остинатного ритмического рисунка, пение несложной мелодии в различных ритмических вариантах, одновременное исполнение двумя группами студентов одной и той же мелодии с разным ритмическим рисунком(полиритмия) или в различных метрах (полиметрия);
  • развитие музыкальной памяти: разучивание и исполнение устных музыкальных диктантов;
  • чтение с листа хоровых партитур или многоголосных (2-4) инструментальных пьес
Все упражнения предусматривают пение как всем составом курса, так и исполнение разными по количественному составу группами (2-4 человека).
На начальных этапах работы и с целью воспитания тембровой активности слуха упражнения могут исполняться в унисон, по мере освоения предмета те же упражнения целесообразно исполнять в многоголосном изложении (параллельное движение голосов, встречное, каноны и т.п.).
Важным для развития внутреннего слуха у студентов является исполнение упражнений частично вслух, частично «про себя». Кроме того, пение про себя развивает чувство ритма и темпа (в том случае, если упражнение исполняется без дирижирования).
Развитию чувства ритма и темпа способствует исполнение упражнений, имеющих четкую метроритмическую структуру, без участия дирижера. Преподаватель лишь задает темп исполнения. Но чрезмерно увлекаться таким видом работы не следует.
В целом, на уроке воспитывается самоконтроль: умение правильно слышать, координировать голос и слух и корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения.
На протяжении одного урока используются различные упражнения с возможным постепенным усложнением отдельных компонентов (увеличение темпа, количества голосов и т.п.). Начинать работу над каждым упражнением следует с более простого варианта, объясняя студентам цели и задачи упражнений для осмысленного их выполнения. Каждое задание должно быть направлено на формирование и развитие определенных хоровых навыков.
Работа на уроке должна проводиться по большей части с камертоном. Необходимо стремиться пользоваться фортепиано как можно реже, чтобы у студентов развивалось умение слышать хоровую фактуру и интонацию. На фортепиано можно проигрывать устные диктанты или показывать условия упражнений. Стабильному и правильному выполнению упражнений способствует умеренно громкое пение в пределах средних регистров голосов, доступность заданий, ясные формулировки.
На уроках «Хорового сольфеджио» обязательно должны звучать примеры из музыкальной литературы (фрагменты хоровых, вокальных, симфонических произведений композиторов- классиков и современных композиторов, народные мелодии). Содержание упражнений может быть связано с репертуаром хорового класса. Музыкальный материал для чтения с листа должен быть предоставлен в достаточном количестве экземпляров, чтобы каждый студент мог полноценно работать.
Занятия «Хоровым сольфеджио» предусматривают наличие полноценного смешанного хорового состава. Не всегда на курсе представлены все голоса в необходимом количестве (по три человека в каждой партии). В таком случае преподаватель должен решить в каком виде представить четырехголосный состав (С1, С2, А1, А2; или С1,С2, А, мужские голоса; или С, А1, А2, мужские голоса и т.п.).
Ведение предмета «Хоровое сольфеджио» целесообразно поручить преподавателю дирижерско-хоровых дисциплин, владеющему полным комплексом необходимых знаний и навыков. Ответственным периодом является непосредственная практика самих студентов в проведении урока «Хорового сольфеджио» (на 2-ом курсе) или отдельных его элементов (на 1-ом курсе), подводящая итог всей предшествующей учебной работе.

Контроль успеваемости
В силу специфики предмета «Хоровое сольфеджио», его коллективной сущности, домашние задания студентам даются достаточно редко. Основным критерием оценки за I, II, III семестр является учет посещаемости, активности участия студента в уроке, результаты индивидуального или в ансамбле из нескольких человек опроса, а также учет самостоятельной практической работы.
Итоговая оценка в конце IV семестра выставляется по результатам практических занятий и с учетом результатов предыдущих семестров.

Распределение материала по курсам

I семестр – 16 часов
Знакомство с правилами интонирования интервалов и аккордов, мажорной и минорной гамм (по системе П.Г.Чеснокова)
Интонационные и слуховые упражнения:
- диатоника, три вида мажора и минора, хроматическая гамма, интервалы вне лада, четыре вида трезвучий, ступени и интервалы в ладу;
Ритмические упражнения:
- ритмические диктанты, ритмические структуры;
Диктант:
- мелодия в объеме предложения или простого периода, одноголосие, диатоника, транспонирование, устойчивые и неустойчивые звуки;
Чтение с листа:
- двухголосные примеры из сборников И.Способина, из детской хоровой литературы, трехголосные примеры (для неполного смешанного состава), «Избранные хоралы» И.С.Баха и другие четырехголосные примеры из хоровой литературы (аккордовое строение, диатоника, плавное голосоведение).

II семестр – 20 часов.
Интонационные и слуховые упражнения:
- продолжение пения интервалов от звука и в тональности, разрешение в ладу интервалов и трезвучий основных ступеней, диатонические семиступенные лады, пентатоника, дважды гармонические лады, целотонный лад, ладовая переориентация, кластеры;
Ритмические упражнения:
- включение параллельного многоголосия в исполнение упражнений, усложнение ритмического рисунка, увеличение темпа исполнения;
Диктант:
- мелодия широкого диапазона, введение внутритональной и модуляционной хроматики;
Чтение с листа:
- каноны, трехголосные инвенции и хоралы И.С.Баха, четырехголосные примеры из хоровой литературы (усложнение ритмического построения, голосоведения, гармонического склада);
Самостоятельная работа:
- разучивание с курсом самостоятельно сочиненного или рекомендованного преподавателем ритмического или интонационного несложного упражнения (работа одного из студентов в конце каждого урока).

III cеместр – 16 часов
Интонационные и слуховые упражнения:
- усложнение интервальных последовательностей, акцент на пение широких интервалов, исполнение упражнений в более быстром темпе, параллельным многоголосием, септаккорды, кластеры, аккорды квартового строения;
Ритмические упражнения:
-полиритмия, полиметрия;
Диктанты:
- усложнение внутритональной хроматики, усложнение ритмических трудностей, простейшие двухголосные варианты, одноименные тональности;
Чтение с листа:
- И.С.Бах «Пассионы» (хоралы и несложные арии и ансамбли), Д. Бортнянский «Хоровые концерты» (медленные части), простейшие примеры полифонии эпохи Возрождения, несложные примеры хоровой музыки современных авторов.

IV семестр – 20 часов
Активная практика студентов. Целесообразно на один академический час назначать двух студентов с разными темами урока. План и тематика урока обсуждаются и согласовываются с преподавателем предварительно. В конце урока преподаватель должен в присутствии группы провести краткий анализ занятия.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования