Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ по специальности 0503.01
«Хоровое дирижирование»
Москва
1999
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Хоровое дирижирование».
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»
В программе были использованы материалы методической разработки заслуженного работника культуры РФ преподавателя ПЦК «Хоровое дирижирование» Кабаковой Э.Я. и дипломной работы преподавателя ПЦК «Хоровое дирижирование» Микконен Ю.В.
Составитель | – | преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» Колмакова Е.И. |
Рецензенты | – | преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» заслуженный работник культуры РФ Калинин В.А. |
| – | преподаватель ПЦК «Теория музыки» заслуженный работник культуры РФ Соловьева Н.А. |
Пояснительная записка
Объем: всего 72 часа
Занятия групповые
В музыкальных училищах предмет «Хоровое сольфеджио» (специальность 0503.01 «Хоровое дирижирование») является составной частью профессиональной подготовки студентов и в тесном взаимодействии с другими предметами предусматривает развитие навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих дирижеров самодеятельного хора, преподавателей музыкальной и общеобразовательной школ.
Предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, способствует повышению профессионального уровня учебного хора. Дополнительная подготовка студентов младших курсов ускоряет процесс разучивания произведений в хоровом классе.
Ансамбль, строй, нюансы являются главнейшими и непременными элементами хоровой звучности как таковой. Это положение должно быть первоосновой, краеугольным камнем в различных аспектах хоровой науки и, в том числе, в основе изучаемого предмета «Хоровое сольфеджио»
Цель «Хорового сольфеджио» – воспитание высокой активности исполнителя средствами хоровой звучности, совершенствование профессиональных качеств музыкального слуха хорового дирижера. Активный слух – комплексное явление, предусматривающее интонационную активность слуха, способность к предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного результата. Не менее важна темпоритмическая активность слуха, что подразумевает ощущение ритмической пульсации, темпа, его смены.
Основной метод «Хорового сольфеджио» – сольфеджирование полным составом хора с соблюдением основ хорового исполнительства. На уроке максимально должны быть использованы все элементы хорового пения: навыки ансамбля, вокальная установка, строй во всех деталях, а также специфические основы хорового сольфеджирования с типичной манерой звуковедения, цезурности, хоровой дикции, дирижерской техники. Мелодический, гармонический и ритмический слух должны быть в непрерывном взаимодействии и в координации с певческим голосом.
Практическое освоение предмета предусматривает развитие следующих навыков у студентов:
- пение вне тональности: интервалов (с названием и без названия звуков), цепочек интервалов, интервальных секвенций, различных видов трезвучий;
- пение в ладу: различных ступеней, интервалов и аккордов (с разрешением), пение различных ладов (в том числе народных) и т.п.;
- чувство ритма: исполнение ритмических диктантов, пение мелодических попевок в сопровождении остинатного ритмического рисунка, пение несложной мелодии в различных ритмических вариантах, одновременное исполнение двумя группами студентов одной и той же мелодии с разным ритмическим рисунком(полиритмия) или в различных метрах (полиметрия);
- развитие музыкальной памяти: разучивание и исполнение устных музыкальных диктантов;
- чтение с листа хоровых партитур или многоголосных (2-4) инструментальных пьес
Все упражнения предусматривают пение как всем составом курса, так и исполнение разными по количественному составу группами (2-4 человека).
На начальных этапах работы и с целью воспитания тембровой активности слуха упражнения могут исполняться в унисон, по мере освоения предмета те же упражнения целесообразно исполнять в многоголосном изложении (параллельное движение голосов, встречное, каноны и т.п.).
Важным для развития внутреннего слуха у студентов является исполнение упражнений частично вслух, частично «про себя». Кроме того, пение про себя развивает чувство ритма и темпа (в том случае, если упражнение исполняется без дирижирования).
Развитию чувства ритма и темпа способствует исполнение упражнений, имеющих четкую метроритмическую структуру, без участия дирижера. Преподаватель лишь задает темп исполнения. Но чрезмерно увлекаться таким видом работы не следует.
В целом, на уроке воспитывается самоконтроль: умение правильно слышать, координировать голос и слух и корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения.
На протяжении одного урока используются различные упражнения с возможным постепенным усложнением отдельных компонентов (увеличение темпа, количества голосов и т.п.). Начинать работу над каждым упражнением следует с более простого варианта, объясняя студентам цели и задачи упражнений для осмысленного их выполнения. Каждое задание должно быть направлено на формирование и развитие определенных хоровых навыков.
Работа на уроке должна проводиться по большей части с камертоном. Необходимо стремиться пользоваться фортепиано как можно реже, чтобы у студентов развивалось умение слышать хоровую фактуру и интонацию. На фортепиано можно проигрывать устные диктанты или показывать условия упражнений. Стабильному и правильному выполнению упражнений способствует умеренно громкое пение в пределах средних регистров голосов, доступность заданий, ясные формулировки.
На уроках «Хорового сольфеджио» обязательно должны звучать примеры из музыкальной литературы (фрагменты хоровых, вокальных, симфонических произведений композиторов- классиков и современных композиторов, народные мелодии). Содержание упражнений может быть связано с репертуаром хорового класса. Музыкальный материал для чтения с листа должен быть предоставлен в достаточном количестве экземпляров, чтобы каждый студент мог полноценно работать.
Занятия «Хоровым сольфеджио» предусматривают наличие полноценного смешанного хорового состава. Не всегда на курсе представлены все голоса в необходимом количестве (по три человека в каждой партии). В таком случае преподаватель должен решить в каком виде представить четырехголосный состав (С1, С2, А1, А2; или С1,С2, А, мужские голоса; или С, А1, А2, мужские голоса и т.п.).
Ведение предмета «Хоровое сольфеджио» целесообразно поручить преподавателю дирижерско-хоровых дисциплин, владеющему полным комплексом необходимых знаний и навыков. Ответственным периодом является непосредственная практика самих студентов в проведении урока «Хорового сольфеджио» (на 2-ом курсе) или отдельных его элементов (на 1-ом курсе), подводящая итог всей предшествующей учебной работе.
Контроль успеваемости
В силу специфики предмета «Хоровое сольфеджио», его коллективной сущности, домашние задания студентам даются достаточно редко. Основным критерием оценки за I, II, III семестр является учет посещаемости, активности участия студента в уроке, результаты индивидуального или в ансамбле из нескольких человек опроса, а также учет самостоятельной практической работы.
Итоговая оценка в конце IV семестра выставляется по результатам практических занятий и с учетом результатов предыдущих семестров.
Распределение материала по курсам
I семестр – 16 часов
Знакомство с правилами интонирования интервалов и аккордов, мажорной и минорной гамм (по системе П.Г.Чеснокова)
Интонационные и слуховые упражнения:
- диатоника, три вида мажора и минора, хроматическая гамма, интервалы вне лада, четыре вида трезвучий, ступени и интервалы в ладу;
Ритмические упражнения:
- ритмические диктанты, ритмические структуры;
Диктант:
- мелодия в объеме предложения или простого периода, одноголосие, диатоника, транспонирование, устойчивые и неустойчивые звуки;
Чтение с листа:
- двухголосные примеры из сборников И.Способина, из детской хоровой литературы, трехголосные примеры (для неполного смешанного состава), «Избранные хоралы» И.С.Баха и другие четырехголосные примеры из хоровой литературы (аккордовое строение, диатоника, плавное голосоведение).
II семестр – 20 часов.
Интонационные и слуховые упражнения:
- продолжение пения интервалов от звука и в тональности, разрешение в ладу интервалов и трезвучий основных ступеней, диатонические семиступенные лады, пентатоника, дважды гармонические лады, целотонный лад, ладовая переориентация, кластеры;
Ритмические упражнения:
- включение параллельного многоголосия в исполнение упражнений, усложнение ритмического рисунка, увеличение темпа исполнения;
Диктант:
- мелодия широкого диапазона, введение внутритональной и модуляционной хроматики;
Чтение с листа:
- каноны, трехголосные инвенции и хоралы И.С.Баха, четырехголосные примеры из хоровой литературы (усложнение ритмического построения, голосоведения, гармонического склада);
Самостоятельная работа:
- разучивание с курсом самостоятельно сочиненного или рекомендованного преподавателем ритмического или интонационного несложного упражнения (работа одного из студентов в конце каждого урока).
III cеместр – 16 часов
Интонационные и слуховые упражнения:
- усложнение интервальных последовательностей, акцент на пение широких интервалов, исполнение упражнений в более быстром темпе, параллельным многоголосием, септаккорды, кластеры, аккорды квартового строения;
Ритмические упражнения:
-полиритмия, полиметрия;
Диктанты:
- усложнение внутритональной хроматики, усложнение ритмических трудностей, простейшие двухголосные варианты, одноименные тональности;
Чтение с листа:
- И.С.Бах «Пассионы» (хоралы и несложные арии и ансамбли), Д. Бортнянский «Хоровые концерты» (медленные части), простейшие примеры полифонии эпохи Возрождения, несложные примеры хоровой музыки современных авторов.
IV семестр – 20 часов
Активная практика студентов. Целесообразно на один академический час назначать двух студентов с разными темами урока. План и тематика урока обсуждаются и согласовываются с преподавателем предварительно. В конце урока преподаватель должен в присутствии группы провести краткий анализ занятия.