Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хоровой класс (2006 г.)


Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ СПО «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»

Примерная программа учебной дисциплины
ХОРОВОЙ КЛАСС


по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»
специализация «Руководитель народного хора»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Москва, 2006

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070106 «Хоровое дирижирование».

Составитель  –   Ю.Л.Колесник, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензент   –   И.А. Серебренная, Заслуженный работник культуры РФ
Редактор  –   О.Н. Соколова


Пояснительная записка

Данная программа является рабочей по учебной дисциплине «Хоровой класс» при подготовке студентов по специальности 0503.02 «Руководитель народного хора» в музыкальном колледже имени Гнесиных.

Рабочая программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы.

Программа рассчитана на преподавание хорового класса 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа, 216 часов в год) в течение четырёх лет (восьми семестров) группового практического обучения, т.е. 858 часов. Тематический план по программе представлен, как годовой цикл обучения.

Основной целью курса «Хоровой класс» является обучение студентов базовым знаниям и практическим навыкам по искусству хорового пения, а также руководству творческим исполнительским коллективом.

Критерием теоретического владения предметом пения в хоре является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предметом предполагает работу с партитурами уровня сложности до шести-восьмиголосного исполнительского состава, а также умение работать с различными, как печатными, так и рукописными источниками (расшифровки, аранжировки, обработки) с целью получения профессиональной и специальной информации; умение донести до коллектива многоплановость и глубинность содержания народных песен; способность своим практическим примером обучать коллектив той или иной манере пения (включая традиционные областные манеры пения); организовать работу коллектива по подготовке концертной программы различного уровня сложности и тематической целесообразности.

Занятия по курсу «Хоровой класс» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенностей взаимодействия с коллективом и пр.) проходит в процессе работы с певческим коллективом, при ознакомлении с нотными материалами по предмету, при работе с разного рода словарями и справочниками. Своеобразие данного предмета в том, что он аккумулирует в себе достижения по всем дисциплинам специального цикла и, кроме того, стимулирует процесс обучения. Тесная взаимосвязь занятий в хоровом классе с другими дисциплинами специального цикла, такими как: постановка голоса, вокальный ансамбль, дирижирование, методика работы с хором, хороведение, расшифровка, аранжировка, чтение хоровых партитур, – обязательное условие для решения задачи профессионального воспитания руководителя народного хора.

Большое значение в процессе обучения предмету «Хоровой класс» придаётся техническим средствам обучения (аудио – и видеотехнике и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, включено умение пользоваться аудио- и видеоаппаратурой, с помощью которых можно демонстрировать записи традиционного пения, танца, народного быта на учебных занятиях. Это необходимо для углубления понимания народной культуры в целом и народного пения как части национальной культуры. Это необходимо для улучшения качества звучания учебного коллектива, для усиления образно-смыслового аспекта песенного исполнительства, для насыщения учащихся традиционным колоритом, для повышения эстетической ценности произведений песенного фольклора. Это особенно необходимо для существенного улучшения самого процесса обучения как способа передачи знаний от аутентичных представителей традиционной культуры младшим поколениям.

Рабочая программа включает репертуарный список и список рекомендуемый литературы по предмету «Хоровой класс».

В учебно-методический комплекс включены:

  • методические разработки по работе с хором:
  • учебники по терминологии и семантики фольклорных партитур;
  • сборник партитур по текущему репертуару (таким сборником является файловая папка с партитурами);
  • набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
  • словари всех типов, музыкальные, хоровые и фольклорные справочники (для библиотечной работы).

Требования к минимуму содержания по дисциплине

Развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти и др.). Приобретение студентами вокально-хоровых навыков. Развитие практических навыков работы с хором. Расширение музыкального кругозора путем практического изучения лучших образцов народного музыкального творчества. Развитие навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до песен повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов). Художественное воспитание студентов. Привитие организаторских качеств, а также таких профессиональных качеств, как чувство ответственности, коллективизм и товарищество. Воспитание студента как артиста и руководителя творческого коллектива.



Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов:
I. Организация работы хорового класса.
Распределение по голосам, распевание.

II. Работа руководителя хора над программой.

III. Работа студентов IV курса над дипломной
программой

Текущий контроль успеваемости

IV. Работа студентов III курса над курсовой
программой

Текущий контроль успеваемости

V. Подготовка к отчётному концерту

Отчётный концерт

VI. Работа студентов IV курса над дипломной
программой

VII. Постановка дипломной программы

Государственный экзамен

2 часа

22 часа


70 часов

2 часа


22 часа

2 часа

20 часов

2 часа


50 часов

22 часа

2 часа
Всего в год:   216 часов


Содержание учебной дисциплины

Обучение в хоровом классе на ПЦК по подготовке руководителей народных хоров музыкального колледжа имени Гнесиных начинается с вводно-коррективного занятия. На этом занятии проводится организация работы хорового класса, распределение студентов по партиям. Начинается работа над первоначальными вокально-хоровыми навыками: певческая установка, дыхание, звукообразование.

Работой хорового класса руководит преподаватель-хормейстер, который отвечает за художественный уровень, дисциплину, организацию и планирование работы хорового класса. Руководитель составляет план занятий, распределяет студентов по хоровым партиям, осуществляет контроль над практической хормейстерской работой студентов.

Концертный репертуар хорового класса, курсовые и дипломные программы, план концертных выступлений, сценических репетиций концертов и дипломной программы утверждаются предметно-цикловой комиссией по согласованию с администрацией и, при необходимости, художественным советом колледжа.

Особое значение имеет работа с хором самого руководителя и подготовленные им последующие концертные выступления коллектива. Именно его работа создает профессиональный имидж хорового коллектива и является наглядным уроком профессионального мастерства. Рекомендуется 2-3 концертных выступления хора в год (без учета дипломной программы). Предусмотренные в тематическом плане часы для работы руководителя над концертной программой условны, в зависимости от памятных дат, количества студентов, уровня сложности программы и т.д.

Работа студентов IV курса строится по репертуарному плану с учётом объединения песен в комплексно-сценические блоки, поскольку это облегчает освоение студентами традиционных стилей и манер пения. В зависимости от производственной необходимости при планировании работы предусматриваются раздельные репетиции по партиям или составам (например, мужской и женский ансамбль). Всего на одного студента для подготовки дипломной программы планируется примерно 10 ч. Дипломные программы исполняются на Государственной аттестации в конце 8 семестра.

Руководитель хорового класса следит за качеством подготовки студентов к репетициям. Подготовка учащегося к репетиции предполагает:

  • знание студентом на память всех голосов партитуры;
  • литературный, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения (особое внимание следует уделить специфике вокально-хоровых трудностей и методике их преодоления);
  • наличие репетиционного плана;
  • проделанную организационную работу (качественная подготовка хоровых партий, партитур, демонстрация характерных стилевых особенностей и др.).

По окончании репетиции руководитель хорового класса анализирует работу студента и дает рекомендации к следующей репетиции.

Необходимое овладение вокально-хоровыми навыками достигается специальными упражнениями, применяемыми как на распевании хора, так и в процессе работы над песенным материалом. В зависимости от поставленных целей, используется следующая тематика вокально-хоровых упражнений:

  • на развитие певческого дыхания и звукообразования;
  • на расширение диапазона голоса;
  • на работу с разными регистрами – грудным, головным, смешанным;
  • на смену регистров (флажолеты, гукание);
  • на сглаживание и выравнивание регистров;
  • на формирование навыков пения legato, staccato, non legato;
  • на развитие навыков пения в речевой позиции;
  • на формирование навыков смысло-речевого интонирования;
  • на развитие навыков певческой дикции и особенностей диалектной фонетики;
  • на развитие техники выполнения различных динамических оттенков;
  • на исполнение ритмически сложных построений;
  • на развитие навыков цепного дыхания;
  • на формирование навыков музыкального интонирования;
  • на достижение различных видов частного и общехорового ансамбля и строя.

Работа студентов III курса проходит над несложными трёхголосными песнями для однородного (мужского или женского) или смешанного состава. Если позволяет количественный и качественный состав хора, решением предметно-цикловой комиссии хор разделяется на два-три равноценных состава, что позволяет сэкономить значительное количество часов для работы руководителя хора над концертной программой. Количество часов на работу одного студента – не менее 2-х.

Программа отчётного концерта основывается на отобранных произведениях из курсового репертуара III курса, а также представляет репертуарные произведения как дисциплин специального цикла (постановка голоса, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль), так и смежных дисциплин (народный танец, народные инструменты, общее фортепиано). По утверждению предметно-цикловой комиссией в программу отчётного концерта можно включить самостоятельные студенческие работы, которые в данной учебной категории соответствуют профессиональному уровню, предъявляемому к специальным дисциплинам. Программа составляется на основе единой концепции (сценария) таким образом, чтобы многогранно осветить работу всего отдела за отчётный период. В соответствии с этой концепцией ведётся подготовка к отчётному концерту номеров, сцен, декораций и т.д. Подготовку концерта ведёт руководитель хора и ответственные хормейстеры. В отведённое для подготовки отчётного концерта время включены и часы репетиций в концертном зале (не менее двух репетиций).

Дальнейшая работа хорового класса подчинена подготовке к Государственному экзамену. Постановка дипломной программы ведётся по блокам, с учётом дополнительных номеров для связок сцен, всей хореографии и сценографии. При необходимости проводится подготовка костюмов, реквизита и декораций, утверждаются кандидатуры на роль ведущих концерта, и ведётся их соответствующая подготовка. Для удобства и мобильности, контрастности и развития сценического действа хор можно разделить на два-три состава, распределив между ними сценарную нагрузку всего представления или только некоторых сцен, при этом основную нагрузку оставив за полным хоровым составом. Рекомендуется строго придерживаться утверждённого сценарного плана, чтобы все студенты - артисты хора - получили достаточное представление о целостной картине концертного действа. Такой подход к репетициям позволяет равномерно распределить силы и правильно расставить кульминационные акценты. В часах, отведённых на подготовку дипломной программы, необходимо предусмотреть акустические и генеральные репетиции перед Государственной аттестацией в концертном зале (2-3 репетиции).

Текущий контроль успеваемости студентов проводится руководителем хора в виде зачёта по партиям изучаемых произведений по следующим критериям:

  • точное знание слов песни;
  • точное знание партии;
  • стилевое соответствие манере пения;
  • соблюдение диалектных особенностей;
  • эмоциональность исполнения;
  • соответствие художественному образу песни.

Итоговый контроль успеваемости проводится предметно-цикловой комиссией в завершение каждого этапа работы хорового класса. По окончании каждого семестра руководитель хорового класса выставляет итоговую оценку успеваемости каждому студенту. Критерий оценки вырабатывается и утверждается предметно-цикловой комиссией.



Репертуар хорового класса

Представленный ниже репертуар хорового класса основан на многолетнем опыте работы отдела по подготовке руководителей народных хоров в виде сценических блоков из курсовых и дипломных проектов.

Тематические:

Пост, Пасха
Весенние заклички
Сидел олень (игровая Тульской области)
Ишла Мария (духовный стих терских казаков)
Да на Ердане (духовный стих Белгородской области)
Да в нас по морю (хороводная Оренбургской области)
Христос воскресе (тропарь Смоленской области)
По улице, по широкой (волочебная Смоленской области)
Кадриль (деревня Челохово Московской области)
Свадьба
Ползёт паук (величальная молодым, Тульская область)
Баслови мене, родный батюшка (причет невесты)
Не плачь, не тужи, Марьюшка (на девичнике, Тульская область)
У ворот широкое озеро (до венца, Тульская область)
Вы постойте, князь-бояре (на приезд жениха, Орловская область)
Ой, Иван-Иванович (корильная, Орловская область)
Солнушко над двором играеть (отправление к венцу, Тульская область)
Наш дружок поезд обегаеть (отправление к венцу, Орловская область)
«Улица»
(Традиционные песни и пляски черноморских казаков)
В 1791 роки, историческая протяжная
Сонце нызэнько, лирическая
Полька-кубанка
Сватав мэнэ сын попiв, шуточная
На городi вэрба рясна, лирическая протяжная
Фрагмент Усть-Цилёмской горки
Из-за лесу, лесу тёмного, протяжная
Что й на горке, на пригорке, хороводная
Иван-нов монастырь становился, игровая хороводная
Улонька, улонька, улка широка, плясовая
Во поле, во поле, хороводная
Во лузях, во зелёных во лузях, плясовая
Дню Победы посвящается
Над Москвой заря занималася, лирическая песня из репертуара хора Яркова
У поле ветер веет, лирическая песня Ставропольского края
Сидел ворон, протяжная песня донских казаков
Наша Масленица
Масленица-кривошейка, Калужской области
Курский карагод «Тимоня»
Возле нашего окошка, плясовая хороводная Калужской области
Шайтанская кадриль (Урал)
Уж ты садик, ты мой садик, хороводная плясовая Курской области


По стилевому признаку:

Терские песни и пляски
И по двору, по двору, плясовая
Выйду за вороты, протяжная лирическая
Да вы мысли, мои мысли, хороводная
Ты грушица, грушица моя, плясовая
Тута шли-прошли ребята молодые, свадебная
Уж вы горы мои, протяжная
Терские частушки
Люблю я казаченку, плясовая
Песни и пляски Ростовской области
На восходе было солнца ясного, протяжная
У нас ноня всё худые времена, частая
Камаринская
Канарейка, лирическая
Посидите, мои гости, частая
Песни села Афанасьевка Белгородской области
Не кукуй в саду, кукушачкя, рекрутская
На горе, на горушке, плясовая
Где ж ты был, шельма, пробувал?, лирическая
Пашенькю мужик пахал, сиротская
Не будитя меня, молодую, плясовая
Песни Юга России
Ночи тёмные, протяжная донских казаков
На море утушка купалася, свадебная Белгородской области
Пошёл дождичек, лирическая Белгородской области
Перебор в Николаюшки, свадебная Белгородской области
Всё не йдуть, свадебная Белгородской области
Ишли девки по улице гульбою, свадебная Белгородской области
Куда пошёл, Егорушка? страдания Белгородской области
Из-за гор-горы, лирическая Белгородской области
А что это за девище, свадебная Курской области
Песни разных областей
Ой, литае соколонько, жнивная, Украина
Не полынно ты, моё полюшко, протяжная, Краснодарский край
Ой, заслаб чумак, протяжная, Украина
Рекрутские страдания, Ростовская область
Как я, молода, завдалая была, плясовая, Белгородская область
Осыпаются листи, тюремная семейских Забайкалья.
Офицерик, плясовая терских казаков
Калёда, календарная Белгородской области
Чечётка, игровая Рязанской области из репертуара хора Пятницкого
Дуб на дуба похылывся, шуточная черноморских казаков
Лужком девки гуляли, плясовая Белгородской области

Театрализованные представления:

Фольклорная драма «Лодка»
Ты дозволь, дозволь, хозяин (плясовая)
Вниз по матушке, по Волге (протяжная)
Приворачивай, ребята (плясовая)
На горе, горе (свадебная величальная)
В саду дерево цветёт (строевая)
За горами, за долами (частая)
Не пойдём мы, братцы (скоморошина)
Камаринская (плясовая)
Рождественская драма «Вертеп»
(Канты из рукописных песенников времён Петра I)
Новый год бежит
Ой, у Вифлиеме
Пастушкове, пастушкове
Шедше трие цари
Глас слышен в Раме (плач Рахили)
Престани горце, Вифлиемска мати
О горе мне, грешнику сущу
Народился нам Спаситель
Коль наше на сем свете
Ярмарка
Молодая канарейка, хороводная плясовая (Воронежская область)
На печке сижу, плясовая (Воронежская область)
Федора, хороводная плясовая (Белгородская область)
Тириришник, страдания (Воронежская область)
Частушки под язык (Воронежская область)
Эх, задумал мужичок, шуточная (Воронежская область)
Как под кустиком, протяжная лирическая (Воронежская область)
Молода я, молода, плясовая донских казаков
Трава моя, травушка, хороводная плясовая (Курская область)
Что ты, жинка, губы жмёшь, плясовая донских казаков

Зарубежные:

Песни и танцы Северной Италии
Фарандола
Тарантелла
Инструментальная пьеса
Dimmi o bella
Addi o bella
Non piu le rane
Монблан
Инструментальная пьеса
Sono qui soto
Тарантелла
Фарандола

Экспериментальные:

»Вечная тайна жизни»
(Современная символико-хореографическая фантазия на тему песен села Завгороднего Харьковской области)
Против тестева двора, свадебная
Под лесом, лесочком, хороводная
Сукрашёно-то поле, протяжная лирическая
Голова ли моя ты, головушка, хороводная
Ой да ты, дорога, протяжная лирическая


Технические средства обучения

Магнитофоны для аудиторной работы (бытовой уровень), проигрыватель пластинок и компакт-дисков, персональный компьютер с программным обеспечением: Windows XP, проигрыватели Windows Media Player и Winamp, аудиоредактор Sound Forge, реставратор аудиозаписей Magix Audio Clining Lab, мультитрековый редактор для работы с многоканальными записями Vegas, графические нотные редакторы Encore, Finale и Sibelius.




Рекомендуемая литература

  1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). - Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
  2. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Составитель Гусев В.Е. - Л.: Музыка, 1980.
  3. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. - М.: Советский композитор, 1990.
  4. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. - М.: Музыка, 1991.
  5. Бершадская Т.С. Основные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  6. Великорусские песни в народной гармонизации. Составитель Линёва Е.Э. - Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
  7. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русской хоровой песни. - М.: Музыка, 1976.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 2002.
  9. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. - М.: Советский композитор, 1989.
  10. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. - М.: Советский композитор, 1981.
  11. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских народных песен. Учебное пособие по курсу Народное музыкальное творчество. - М.: Издательство МГУК, 1993.
  12. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. - М.: Советский композитор, 1980.
  13. Казачий словарь-справочник. Составитель Губарев Г.В. - Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1969. Репринтное воспроизведение. - М.: ТО Созидание, 1992.
  14. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. - М.: 1977
  15. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М.: Высшая школа, 1982.
  16. Кузнецов П.С. Русская диалектология. Издание второе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  17. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. - Киев: Музична Украiна, 1991.
  18. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.
  19. Музыка. Большой энциклопедический словарь. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998.
  20. Музыкальная фольклористика. Составитель Банин А.А. - М.: Советский композитор, 1978.
  21. Музыка Миф Бытие. Сборник статей. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995.
  22. Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998.
  23. Народная словесность. Сборник статей. - М.: Крафт +, 2002.
  24. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А.Пашина. - СПб.: Композитор, 2005
  25. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. - М.: Советский композитор, 1972.
  26. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 1997.
  27. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 1997.
  28. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания. Составитель Круглова Ю.Г. - М.: Русская книга, 2000.
  29. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. - Архангельск: Правда Севера, 1999.
  30. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. - М.: Родникъ, 1998.
  31. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. - М.: Советский композитор, 1990.
  32. Русская историческая песня. Сборник. - Л.: Советский писатель, 1990.
  33. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. - М.: Музыка, 1979.
  34. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Составитель Забылин М. Репринтное издание. - М.: Книга Принтшоп, 1990.
  35. Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. - М.: Наука, 1983.
  36. Русские народные песни. Составитель Варганова В.В. - М.: Правда, 1988.
  37. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Составитель Рубцов Ф.А. - Ленинград: Советский композитор, 1991.
  38. Рыбаков А.А. Язычество древних славян. Издание второе. - М.: София, 2002.
  39. Сборник песен Самарского края. Составитель Варенцов В.Г. - Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
  40. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. Составитель Христофорова О.Б. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
  41. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. - Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
  42. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Издание 5-е, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1976.
  43. Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. - Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
  44. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья. Составитель Лобкова Г. - М.: Родникъ, 1996.
  45. Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. - Издательство Московского университета, 1969.
  46. Хороводные и игровые песни Сибири. - Новосибирск: Наука, 1985.
  47. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. - М.: Композитор, 1995.
  48. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Московская государственная консерватория, 1998.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования