Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < История мировой культуры (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.



Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» Е.А.Бородина
Рецензенты   –   доцент кафедры «Всеобщая история» Московского педагогического государственного университета М.В. Пономарев
 –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» ГМУ им. Гнесиных  Н.Г. Винокурова

Пояснительная записка

В настоящее время проблема формирования культурной личности является одной из основных для современного образования. Актуальность этой задачи связана с конкретными особенностями нашего общества. Пересмотр системы ценностей привел к усилению значимости экономических дисциплин и снижению роли гуманитарного образования. Учащиеся не умеют ориентироваться в истории человечества, в истории его культуры.

Предлагаемая программа предполагает изучение курса «История мировой культуры» на 1-2 курсах (1, 2, и 3 семестры) по 2 часа в неделю.

Предмет «История мировой культуры» исследует смену исторических культур, стилей, движение в истории мировоззренческих принципов, воплощенных в художественных образах, культурных памятниках.

Программа курса ставит задачу проследить закономерности развития мирового художественного процесса. Каждая историческая эпоха имела свои ценности, на фоне которых формировались произведения искусства и культуры. Таким образом, в центре внимания курса стоит проблема изучения разных культур как форм общественно-духовного сознания в конкретную историческую эпоху. Именно таким путем выявляются общемировые духовные и нравственные ценности, запечатленные в предметах искусства, сохраняющих свое вневременное общечеловеческое значение.


Цели курса:

1)  ввести студентов в мир художественной культуры, проследив смену культурных эпох и стилей на протяжении всей истории человечества; изучить общие закономерности культурного развития человечества; освоить неповторимые феномены искусства, созданные разными народами в разных эпохи, т.е. студент должен ориентироваться не только в общих, но и в локальных типах культуры; на примере конкретных произведений искусства показать роль личности «художника» в формировании культуры нации;

2)  способствовать формированию у учащихся позитивного отношения к необходимости сохранения памятников культуры, к их изучению, эмоционального отношения к пониманию художественных ценностей, необходимости приобщения к мировому культурному наследию;

3)  используя систему самостоятельных работ, способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно ориентироваться в культурных эпохах и стилях, аргументировать свою точку зрения, сравнивать и обобщать материал о различных видах искусства, произведениях искусства и общечеловеческих ценностях.


Возможные виды занятий по курсу:

1)  лекции;

2)  семинарские занятия по проблемным темам;

3)  контрольные занятия (зачеты, тесты, самостоятельные работы);

4)  доклады и рефераты учащихся;

5)  экскурсионные занятия.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 (2 часа). Культура как философско-мировоззренческое понятие. Ее роль в жизни людей. Компоненты культуры. Художественная культура. Виды искусств. Образ и стиль в искусстве. Культура и ценности. Общечеловеческие ценности. Роль традиций в культуре. Человек и культура. Периодизация культурных эпох.

Возникновение культуры и ранние формы ее развития.

Литература:

  1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., 1948. Т.1
  2. Введение в культурологию. Уч. пос. М., 1995. Ч.1.
  3. Диалоги. Учебное пособие по мировой художественной культуре. М., 1989. Ч. 1.
  4. История и теория мировой и русской культуры. М., 1992.
  5. История мировой и отечественной культуры: методические указания и программы к спецкурсам. Саранск, 1993.
  6. Курс «Мировая художественная культура» в системе гуманитарного образования: программы и методические рекомендации. СПб., 1994.
  7. Ранние формы искусства. М., 1972.
  8. Тайлор Э. Первобытная культура.

Тема 2 (10 часов). Культура ранних цивилизаций, ее особенности. Понятие «цивилизация».

Египет. Периодизация истории Древнего Египта. Религиозные представления египтян. Идея храма. Архитектура (пирамиды, заупокойные храмы). Рельефные изображения, росписи, скульптура. Устойчивость методов и стилей – канон в искусстве Египта. Связь всей культуры с религиозными обрядами.

Месопотамия. Периодизация истории Месопотамии. Шумеро-Аккадская культура. Зиккурат, городское строительство. Вавилон и Ассирия. Мифология, дворцы и храмы. Легенда о Вавилонской башне. Научные знания. Индия. Протоиндийские цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа. Своеобразие индийской мифологии и религии. Возникновение буддизма. Индуизм. Архитектура (ступы, храмы), скульптура, росписи.

Китай. Генезис китайской цивилизации. Основные периоды истории Китая (неолит Яншао, эпоха Шан-Инь, эпоха Чжоу, период Чжаньго, период династий Цинь и Хань). Своеобразие культуры Китая (замкнутость). Научные знания и письменность. Философское учение Конфуция. Керамика и зодчество Древнего Китая.

Литература:

  1. Белецкий П.А. Китайское искусство. Киев. 1957.
  2. Белицкий М. Забытый мир шумеров М., 1980.
  3. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.
  4. Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. М., 1975.
  5. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1947.
  6. Голант В.Я. Народ-мудрец. Л., 1959.
  7. Древний Восток и мировая культура. М., 1981.
  8. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.
  9. Искусство Древнего Египта. М., 1972.
  10. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М., 1991.
  11. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.
  12. Литература и культура Китая. М., 1972.
  13. Массон В.Н. Первые цивилизации. Л., 1989.
  14. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
  15. Тюляев С.Н. Искусство Индии. М., 1988.
  16. Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых усопших и богов. М., 1990.

Тема 3 (10 часов). Античность. Определение понятия «античность». Хронологические рамки культуры и этапы ее развития: крито-микенская, архаика, классика, эллинизм, античный Рим. Понятие о гармонии в античном мире.

Греция. Древнегреческая мифология.

Структура древнегреческого ордера (дорический, ионический, коринфский). Типы храмов. Художественный комплекс афинского Акрополя.

Воплощение идеала гармонии и пропорций в греческой скульптуре. Крупнейшие скульпторы Древней Греции (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель и др.).

Философы Древней Греции (Милетская школа, Пифагор, софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

Литературные жанры. Гомеровский эпос. Комедия (Аристофан), трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Связь литературных жанров и мифологии.

Древнегреческий театр. Истоки театральных зрелищ – культ Диониса. Организация театральных праздников. Костюмы и декорации.

Рим. Сущность культуры римлян. Культура этрусских племен. Завоевание Греции. Особенность римского пантеона богов. Монументальность и помпезность архитектуры. Акведуки, мосты, форумы, Колизей, Пантеон. Отход от эстетического идеала красоты. Реализм римской скульптуры. Мозаики, фаюмские портреты. Развлечения римлян (театральные зрелища, гладиаторские бои).

Роль античной культуры в последующих культурных эпохах.

Литература:

  1. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
  2. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1962.
  3. Брабич В.М., Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. Л., 1971.
  4. Бритова Н.Н. и др. Римский скульптурный портрет. Очерки. М., 1975.
  5. Варнеке Б.В. История античного театра. М.-Л., 1940.
  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
  7. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.
  8. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.
  9. Древняя Греция: Эпос. Драматургия. История. Философия. Проза. СПб., 1995.
  10. Ермаков А.В. Архитектурные ордера. М., 1992.
  11. Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.
  12. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  13. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. Л., 1959.
  14. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М., 1985.
  15. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1992.
  16. Немировский А. Новое об этрусках. // Наука и жизнь. 1985. №10. С. 104-106.
  17. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
  18. Ривкин Б.И. Искусство Древнего Рима. М., 1968.
  19. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
  20. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990.
  21. Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.
  22. Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988.
  23. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.
  24. Чубова А.П. и др. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. Л., 1986.

Тема 4 (6 часов). Искусство Средневековья. Определение понятия, хронологические рамки эпохи. Мировоззрение человека средневековья. Роль религии в развитии культуры средних веков.

Византия. Раннехристианская культура. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра.

Дороманское искусство. Западная эпоха периода варварских племен. Искусство меровингов (зодчество, книжная миниатюра, пластика). Каролингское «возрождение» (развитие архитектуры, миниатюры, монументальной живописи).

Эпоха рыцарства. Идеалы рыцаря.

Романский стиль. Историческая характеристика эпохи (последствия распада империи Карла Великого), хронологические рамки стиля (XI - XII вв.).

Особенности архитектуры стиля. Романские храмы. Замки феодалов.

Готика. Определение понятия. Усиление реалистических элементов в искусстве. Готическая архитектура – устремленность ввысь.

Развитие статуарного искусства. Эмоциональность и мистичность готической скульптуры. Витражная техника.

Литература:

  1. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
  2. Гаев Г.И. Христианство и «языческая культура". // Атеистические чтения. М., 1986. Вып. 16. С. 24-32.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Л., 1990.
  5. Данилова И.Е. Искусство средневековья и Возрождения. М., 1984.
  6. Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. СПб., 1994.
  7. Культура Византии. М., 1984.
  8. Кучма Е.А. Символика в раннехристианском искусстве. // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 1995.- №1.- С. 56-63.
  9. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
  10. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.
  11. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV - XV вв. Л., 1981.
  12. Нессельштраус Ц.Г. Искусство средних веков. М., 1969.
  13. Художественный язык Средневековья. М., 1982.

Тема 5 (8 часов). Искусство средневековой Руси (IX - XVII вв.).

Особенности средневековой русской культуры (замкнутость, локальность, имперсональность и т.п.).

Культура восточнославянских племен, язычество. 988 г. – принятие христианства на Руси. Влияние Византии на русскую культуру. Крестово-купольный тип храма. Структура православного храма и его украшение. Сюжеты росписи храма.

Особенности архитектуры центров Русского государства:

- Киев (византийская традиция),

- Владимир (декоративная резьба по белому камню),

- Новгород (суровая монументальность).

Московская архитектура. Кремль (башни, храмы, дворцы, исторические памятники). Укрепления Москвы.

Иконописный канон. Образы Спаса и Богородицы в древнерусской живописи. Структура иконостаса. Четыре великих мастера: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.

Зарождение черт новой культуры в XVII веке. Московское барокко – «дивное узорочье». Шатровые храмы. Парсуна – зарождение светского портрета. Возникновение театра при Алексее Михайловиче.

Литература:

  1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
  3. Бочаров Г.Н. Древнерусское искусство. М., 1961.
  4. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
  5. Вагнер Г.К. Еще раз о жанрах в древнерусском искусстве. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 311-315.
  6. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  7. Воронин Н.Н. Древнерусское искусство. М., 1962.
  8. Древнерусское искусство XVII века. М., 1964.
  9. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
  10. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
  11. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX века. М., 1983.
  12. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947.
  13. Лихачев Д.С. Культура Руси. М., 1972.
  14. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.
  15. Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси. Вторая половина XV - XVII века. М., 1965.
  16. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1976.
  17. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

Тема 6 (10 часов). Культура эпохи Возрождения.

«Открытие личности» культурной эпохой Возрождения – «человек есть мера всех вещей». Философия гуманизма. Расцвет светского мировоззрения, наук. Изучение античных памятников.

Периодизация искусства эпохи Возрождения (Италия и Западная Европа – несовпадение хронологических рамок).

Италия. Литература итальянского Возрождения (Данте, Петрарка). Изобразительное искусство – этапы его развития (проторенессанс, раннее Возрождение, высокое Возрождение). Экскурс по крупнейшим центрам итальянского Возрождения.

Творчество Джотто и Донателло. Флорентийское искусство при дворе Лоренцо Медичи – Сандро Боттичелли. Великие итальянцы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело – от гармонической ясности к трагическому смятению.

Яркий закат итальянского Возрождения – творчество Тициана.

Нидерланды. Исторические особенности эпохи. Художественная школа Нидерландов. Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Портретные работы художника.

Иероним Босх. Фантастика и сатира его полотен. Питер Брейгель Старший – жанровый характер картин.

Германия. Альбрехт Дюрер.

Испания. Эль Греко.

Литература:

  1. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995
  3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
  4. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996
  5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.
  6. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985.
  7. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934.
  8. Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.
  9. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
  10. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.
  11. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.
  12. Данилова И.Е. Искусство средневековья и Возрождения. М., 1984.
  13. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.
  14. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1952.
  15. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Ч. 1-2. Саратов, 1984-1988.
  16. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1989.
  17. Каптерева Т.П. Эль Греко. М., 1965.
  18. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.
  19. Культура Возрождения и общество. М., 1986.
  20. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.
  21. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.
  22. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
  23. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.
  24. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. М., 1982.
  25. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV - XVI вв. Л., 1987.
  26. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.
  27. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
  28. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
  29. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
  30. Фомин Г. Иероним Босх. М., 1974.

Тема 7 (10 часов). Европейское искусство XVII века.

Экономико-политические особенности эпохи. Возникновение стиля барокко. Сочетание веры и скепсиса, рационализма и мистики в барочном мироощущении; динамика и контрастность стиля.

Формирование крупных национальных художественных школ. Художественные жанры эпохи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр.

Фламандская живопись XVII века: живописность Рубенса, аристократичность Ван Дейка, красочность Иорданса.

Особенности голландской живописи. Рембрандт. Голландский пейзаж и жанровая живопись.

Испанская художественная школа – Веласкес.

Французская живопись XVII века: придворный живописец Симон Вуэ, реалист-гравер Жак Калло; формирование стиля классицизм в живописи – обращение к эстетическим идеалам и формам античности. Никола Пуссен. Классицистический пейзаж Клода Лоррена.

Литература:

  1. Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. М., 1994.
  2. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 3.
  3. Золотов И.К. Никола Пуссен. М., 1988.
  4. Клод Лоррен. М., 1979.
  5. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
  6. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.
  7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.
  8. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII-XVIII вв. Киев, 1990.

Тема 8 (14 часов). Европейское искусство XVIII-XIX вв.

Эпоха Просвещения. Исторические особенности эпохи. Просветительство как идеологическое движение.

Франция. Особенности французского искусства XVIII века. «Стиль Людовика XV» (рококо) в архитектуре. Французский классицизм или «стиль Людовика XVI». Переход от пышности и декоративности к строгости и торжественности.

Мастер «галантных празднеств» Антуан Ватто, мифологические сюжеты картин Франсуа Буше; реалистический художник Жан-Батист Шарден, живописец быта. Просветительский классицизм в творчестве Ж.-Л. Давида. Поиски общественного идеала в античной истории. Давид и революция.

Первая половина XIX века. Исторические особенности эпохи. Наполеоновские войны.

Романтизм. Исторические предпосылки его возникновения. Идейные и художественные задачи романтизма. Человек и мир – главная тема творчества романтиков, стремившихся понять сложный внутренний мир человека.

Романтическая литература (В.Гюго, Байрон).

Анализ духовной сущности человека в картинах Ф.Гойи. Реализм парадного портрета; тема народа в произведениях Гойи.

Революционная тематика картин Э.Делакруа.

Реализм. Возникновение и сущность стиля. Реализм и классицизм. Реализм и романтизм. Их преемственность. Реализм в литературе (Бальзак, Беранже). Политическая сатира О.Домье, философская обобщенность его живописных образов.

Критический реализм как ведущее направление второй половины XIX века.

Зарождение символизма (Ш.Бодлер, А.Рембо). Многообразие художественных течений в зарубежном изобразительном искусстве.

Импрессионизм. Определение понятия, особенности стиля. Творчество Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара. Их герои. Стремление раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей среды, показать красоту природы, запечатлеть на полотне постоянное движение, изменение реального мира. Новая техника пись

ма.

Постимпрессионизм. Условность термина. Каждый художник данного направления, основываясь на творчестве импрессионистов, искал свой собственный путь.

Ван Гог, П.Сезанн.

Литература:

  1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
  2. Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984.
  3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1968.
  4. Воллар А. Сезанн. СПб., 1991.
  5. Герман М.Ю. А.Ватто. Л., 1984.
  6. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа. М., 1983.
  7. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Л., 1988.
  8. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
  9. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976.
  10. Кочик О.Я. Мир Гогена. М., 1991.
  11. Марисина И.М. Россия - Франция, век XVIII. М., 1995.
  12. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1986.
  13. Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 1976.
  14. Проблема Просвещения в мировой литературе. Л., 1970.
  15. Проблемы реализма. М., 1959.
  16. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М., 1973.
  17. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1994.
  18. Русакова Р. Э. Дега. М., 1968.
  19. Турчин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978.
  20. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.
  21. Чегодаев Д.Д. Импрессионисты. М., 1971.
  22. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.

Тема 9 (20 часов). Русское искусство XVIII-XIX вв.

Рубеж XVII-XVIII вв. – переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. Новый взгляд на мир и искусство. Реформы Петра I в области науки и культуры. «Ученая дружина».

Расцвет стиля барокко в архитектуре – творчество Растрелли. В.Баженов, Д.Кварнеги, М.Казаков. Переход к классицизму. Стиль ампир и создание городских ансамблей. Загородные дворцы-усадьбы вельмож.

Развитие портретного жанра в работах Никитина, Рокотова, Боровиковского. Скульптурные работы М.Козловского, И.Мартоса, Ф.Шубина. Основание в 1757 г. Академии трех знатнейших художеств.

Театры графов Юсупова, Шереметьева.

Художественная культура первой половины XIX века. Исторические события эпохи (войны с Наполеоном, восстание декабристов), их влияние на общественную мысль. Рост национального самосознания.

Развитие монументально-декоративной скульптуры в работах П.Клодта.

Романтизм. Особенности стиля в России. Многообразие течений в русском романтизме на примере литературы (психологическое – Жуковский, гражданское – Рылеев, Кюхельбеккер, философское – Баратынский).

Сочетание романтизма с реалистическими исканиями в живописи (творчество О.А.Кипренского). Развитие жанрового портрета (В.А.Тропинин). Начало формирования реализма в жанровых картинах А.Г.Венецианова. Пересечение классицизма и романтизма в творчестве К.Брюллова.

Вторая половина XIX века. Научные знания и общественная мысль во второй половине XIX века. Причины возникновения нового художественного метода – критического реализма. Черты реализма (предмет реалистического отражения – жизнь в ее закономерном и непрерывном развитии; скрытость авторской позиции; достоверное отображение действительности и т.д.). Творчество А.Иванова и П.Федотова. Критический реализм в творчестве В.Г.Перова.

Передвижники. Сложные социально-психологические конфликты в их творчестве и жизни. Сущность движения. В.Перов, И.Крамской, И.Репин. Историческая живопись Н.Ге, батальные сюжеты в творчестве В.Верещагина. Пейзажи И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана. Слияние жанрового и пейзажного начала в творчестве А.И.Куинджи. В.Васнецов, В.Суриков.

В архитектуре – господство эклектики, особенно ее разновидности – псевдорусского стиля.

Жанрово-повествовательная скульптура М.Антокольского.

Литература:

  1. Алексеева Т.В. В.Л.Боровиковский и русская художественная культура на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1975.
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
  3. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979.
  4. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XIX вв. Л., 1973.
  5. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.
  6. Гофман И. Иван Петрович Мартос. Л., 1970.
  7. Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты. М., 1978.
  8. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII в. М., 1962.
  9. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964.
  10. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972
  11. Культура и искусство России XVIII века. Л., 1981.
  12. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в. М., 1974.
  13. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966.
  14. Маймин Б.А. О русском романтизме. М., 1975.
  15. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.
  16. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая половина XIX в.). Очерки. М., 1966.
  17. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.
  18. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., 1981.
  19. Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1975.
  20. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. М., 1968.

Тема 10 (10 часов). Европейское искусство конца XIX – начала XX века.

Возникновение стиля модерн. Определение понятия, сущность стиля. Творческие направления в изобразительном искусстве начала ХХ века. Фовисты. Стремление раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость. А.Матисс.

Кубизм. Попытка передать внутренние процессы видимого мира, философскую сущность. П.Пикассо.

Синематограф братьев Люмьер.

Русское искусство конца XIX – начала ХХ века.

«Серебряный век» русской культуры. Наука и общественная мысль периода. Декаданс.

Стиль модерн в литературе (символизм, акмеизм, футуризм).

Разновидности стиля модерн в архитектуре (неорусский стиль, предконструктивизм, неоклассицизм). М.Шехтель, А.Щусев.

Роль Мамонтовского кружка в художественной жизни конца XIX – начала ХХ в. Историко-бытовой жанр в творчестве А.П.Рябушкина. Ретроспективный пейзаж М.Нестерова. Духовность его полотен. Русский импрессионист К.Коровин. Поэтический реализм картин В.Серова. Живописные символисты – М.Врубель и В.Борисов-Мусатов.

Художественные объединения начала ХХ века:

- «Мир искусства» (Бакст, Бенуа, Сомов, Н.Рерих, Б.Кустодиев),

- «Союз русских художников» (И.Грабарь),

- «Голубая роза»(М.Сарьян),

- «Бубновый валет» (эстетика постимпрессионизма, фовизма и кубизма – И.Машков, П.Кончаловский; футуризм в работах А.Лентупова).

Примитивизм – М.Ларионов, М.Шагал. Абстракционизм – К.Малевич.

Русский театр (Комиссаржевская, Немирович-Данченко). Система Станиславского. МХАТ (постановки, особенности мизансцен, традиции).

Русское кино – С.М.Эйзенштейн.

Литература:

  1. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала ХХ века. М., 1971.
  2. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусства начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров. М., 1984.
  3. Гусарова А.П. «Мир искусства». М., 1972.
  4. Кантор А.И. Изобразительное искусство ХХ века. М., 1988.
  5. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979.
  6. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1982
  7. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.
  8. Краткая история советского киноискусства. М., 1969.
  9. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1977.
  10. Малевич К. От кубизма и суплематизма. Харьков, 1916.
  11. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ века. М., 1984.
  12. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века. М., 1976.
  13. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр. М., 1983.

Тема 11 (4 часа). Искусство ХХ века.

Влияние Октябрьской революции и гражданской войны на развитие культуры; начало культурной революции; коренные изменения в сознании людей. Переход от многообразия стилей к социалистическому реализму.

Основные тенденции мирового развития после Второй мировой войны. Общие закономерности и национальные особенности культурного развития регионов. Демократизация культуры. «Массовая культура» как феномен технократического общества.

«Русское зарубежье» и диссидентство. Реабилитация писателей, подвергшихся репрессиям. Литературные тенденции последних лет. Поиски новых путей в изобразительном искусстве – сюрреализм С.Дали; уход в иррациональный подсознательный мир.

Современное киноискусство (Ф.Феллини, Акиро Куросава, А.Тарковский, Э.Рязанов и др.)

С чем мы прийдем в XXI век? Бездуховность общества, смена приоритетов, распространение массовой культуры, смена духовных ценностей. Пути выхода из духовного кризиса.

Литература:

  1. Андреев Л.Т. Сюрреализм. М., 1972.
  2. Бэлза И.Ф. О музыкантах ХХ века. М., 1979.
  3. Варериус С.С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1994.
  4. Ильин И. Постструктуализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996
  5. Кантор А.М. Изобразительное искусство ХХ века. М., 1988.
  6. Картины мира в искусстве ХХ века: штрихи к портрету эпохи. М., 1994.
  7. Кузьмин А. Очерки современного искусства. М., 1980.
  8. Лебедянский М.С. Становление и развитие русской советской живописи. М., 1983.
  9. Полевой В.М. ХХ век. Изобразительное искусство стран и народов мира. М., 1989.
  10. Сопоцинский О. История советского искусства. М., 1981.
  11. Сысоев В. Искусство молодых. М., 1982.
  12. Теплий Е. История киноискусства. М., 1989.
  13. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ в. М., 1990.

Общая литература к курсу:

  1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.
  2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах. М.-Л., 1948-1955.
  3. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. М., 1960.
  4. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 1-2.
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2-х томах. М., 1985.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования