Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных
Примерная программа учебной дисциплины
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Москва
2004
Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования
Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»
Составитель | – | И.В. Буланова, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора» |
Рецензенты | – | И.А. Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ |
– | Л.Л. Куприянова, профессор кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, кандидат педагогических наук | |
Редактор | – | Г.Н. Мокринская |
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» входит в состав профилирующих дисциплин специализации «Руководитель народного хора» и неразрывно связан с другими специальными дисциплинами учебного плана (хоровым классом, хороведением, фольклорным ансамблем, практикой работы с творческим коллективом, областными певческими стилями).
Цель курса – подготовить высококвалифицированного руководителя фольклорного ансамбля, владеющего методикой работы с фольклорным коллективом любого возраста, обладающего хорошим музыкально-художественным вкусом и разбирающегося в многообразии жанров народно-певческого исполнительства.
Именно это определило содержательное наполнение программы. Ее первый раздел дает понятие об историческои пути народно-певческого исполнительства в России. По сути, он является вводным и нацеливает студента на широкий спектр профессиональных интересов, которые он может реализовать по окончании учебного заведения.
Два раздела освещают проблемы методического подхода к работе с коллективами в разных возрастных группах. Они наиболее обширны и должны быть максимально насыщены информацией о современных методах работы на фольклорном материале.
Перед будущими специалистами данные разделы ставят задачи:
- бережно относиться к фольклорному наследию;
- сохранять жанрово-стилевые основы осваиваемого материала;
- глубоко и вдумчиво изучать этно-культурное наследие и органично претворять его основные черты в современных исполнительских формах.
Проблеме соотношения традиций и новаций посвящен IV раздел, в центре которого фольклорный праздник. Материал к этому разделу следует подбирать таким образом, чтобы студент мог проявить себя как художественный руководитель, организатор и режиссер праздничного действа. Обмениваясь на занятиях такого рода информацией, студенты могут выявить многообразие своих взглядов на изучаемый материал и свое творческое видение его возможной трансформации.
V раздел ориентирует студентов на самостоятельную работу, которую предстоит проделывать, готовясь к репетициям, проведению концертов, праздников и др. Но в первую очередь это та работа с фольклорным материалом, которая дает возможность руководителю адаптировать его применительно к условиям своей практической работы в коллективе.
Завершающий раздел содержит обзор наиболее распространенных и новых публикаций, которые помогут при подборе репертуара и методов работы с ним.
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» проводится в форме лекций и семинаров. Объем предмета – 72 часа (V и VI семестры). В конце VI семестра студенты сдают экзамен, предусматривающий знание всего объема курса в соответствии с тематическим планом.
Раздел и тема | Наименование | Кол-во часов |
Раздел I | История народно-певческого исполнительства в России | 8 |
Тема 1. Краткий исторический обзор формирования и развития народно-певческих коллективов | ||
Тема 2. Жанрово-стилевые особенности народно-певческих коллективов | ||
Раздел II | Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором) | 24 |
Тема 1. Организация коллектива | ||
Тема 2. Вокальная работа в народно-певческом коллективе | ||
Тема 3. Обучение варьированию | ||
Тема 4. Методы разучивания песни | ||
Тема 5. Работа над песнями с элементами народной хореографии | ||
Тема 6. Режиссура народной песни | ||
Тема 7. Репертуар фольклорного ансамбля. Построение концертной программы | ||
Раздел III | Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе. | 24 |
Тема 1. Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами традиционной народной культуры. | ||
Тема 2. Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе. | ||
Тема 3. Комплексное освоение детьми фольклорного материала. | ||
Тема 4. Развитие творческих способностей в фольклорном коллективе. | ||
Раздел IV | Фольклорный праздник: традиции и новации. | 4 |
Тема 1. Традиционные основы современного праздника. | ||
Тема 2. Органичное единство видов деятельности, разнообразных средств выразительности и художественного оформления праздника. | ||
Раздел V | Самообразовательная работа руководителя народно-певческого коллектива | 10 |
Тема 1. Методы анализа народно-песенного материала | ||
Тема 2. Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе. | ||
Тема 3. Современная дидактическая концепция в практической деятельности руководителя народно-певческого коллектива. | ||
Раздел VI | Обзор репертуарных сборников и методической литературы | 2 |
Раздел I. История народно-певческого исполнительства в России
Тема 1. Краткий исторический обзор формирования и развития народно-певческих коллективов
Бытовое народное пение.
Хороводные игры и песни – одна из форм общественных гуляний.
Бытовая песенная артель, семейные ансамбли.
Роль музыкантов в собирании народных песен.
Профессиональное исполнение народных песен в городах.
Хор Ивана Молчанова; Хор Агренева-Славянского.
Деятельность Е. Линевой. Хор П.Г.Яркова
Характеристика современного состояния и основных тенденций в развитии народно-певческого исполнительства в России.
Тема 2. Жанрово-стилевые особенности народно-певческих коллективов
Самобытная форма музыкального исполнительства.
Фольклорный ансамбль – исполнительский и творческий коллектив. Вариативность.
Органичное единство слова, напева, движения. Народные инструменты. Пение без дирижера.
Местная народная манера исполнения.
Основа репертуара – подлинные образцы народно-песенного творчества.
Раздел II. Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором)
Тема 1. Организация коллектива
Зависимость методов организации народно-певческого коллектива от конкретных условий и целей.
Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Развитие индивидуальности участников коллектива.
Тема 2. Вокальная работа в народно-певческом коллективе.
Постановка голоса. Единая манера пения. Говор. Областные особенности народной манеры пения. Диалект. Коллективные и индивидуальные занятия.
Развитие головного регистра. Задача соединения головного и грудного регистров.
Работа над дыханием, звуком, дикцией.
Характерные черты звучания народного голоса: разговорная манера пения, естественный «близкий звук», головное резонирование, плотное грудное звучание.
Техника пользования дыханием. Цепное дыхание.
Ясность, выразительность передачи слова.
Роль распевания в вокальной работе.
Систематическое распевание – коллективный метод вокального обучения. Развитие всех певческих навыков – дыхания, звуковедения, ансамбля и строя. Конкретная задача каждого вокального упражнения. Роль запевалы в народно-певческом коллективе.
Тема 3. Обучение варьированию
Сознательный подход певцов к варьированию.
Умение слушать, перенимать мастерство опытных участников коллектива.
Малые формы ансамблевого пения.
Специальные задания на варьирование мелодии.
Тема 4. Методы разучивания песни Слушание подлинного образца на аудиокассете (диске).
Знакомство с песней в исполнении малого ансамбля.
Ознакомление с музыкально-поэтическим содержанием.
Метод разучивания «с голоса».
Региональные особенности исполнения народной песни.
Тема 5. Работа над песнями с элементами народной хореографии.
Основополагающие принципы и особенности народной хореографии: синкретичность, импровизационность, полифоничность, полиритмия.
Характерные особенности танцевальной культуры различных областей России.
Песенно-танцевальные формы.
Органическая взаимосвязь песни и действия. Сцены – «действа».
Тема 6. Сценическая подготовка и режиссура народной песни.
Развитие навыков дикции, логики речи.
Развитие концентрированного внимания, творческой фантазии, чувства ритма и памяти.
Выработка навыков сценического общения, работа над этюдами.
Создание сценического образа и воплощение художественного замысла на сцене.
Костюмы, постановочные средства: свет, декорации, реквизит.
Тема 7. Репертуар народно-певческого коллектива. Построение концертной программы.
Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.
Соответствие исполнительскому направлению коллектива.
Разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.
Принципы формирования концертной программы: контрастное сопоставление номеров, объединение песен и танцев в цикл, сцену, обряд и др., взаимосвязь контрастного и циклического принципов построения номеров в программе.
Репертуар праздничных, тематических и отчетных концертов коллектива.
Раздел III. Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе.
Тема 1. Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами традиционной народной культуры Формирование бережного, доброго отношения к культурным традициям как своего, так и других народов и к родной природе.
Фольклорные занятия – уроки добра, красоты и радости.
Органичное соединение индивидуального и коллективного начал в процессе освоения фольклорного материала.
Репертуар начальной и основной школы.
Его доступность, нравственно-эстетическая ценность и традиционная характерность.
Тема 2. Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе
Охрана детского голоса: речевая и певческая фонация.
Игровая основа практических занятий по развитию детского голоса и диапазона.
Выразительность и щадящий режим воспроизведения фольклорного материала.
Методы вокальной работы с различными возрастными группами.
Физиологические признаки мутации.
Контроль над состоянием голосового аппарата детей, консультации врача-фониатра.
Тема 3. Развитие творческих способностей в фольклорном коллективе
Импровизационные элементы в движении.
Сочинение поэтического текста.
Метод варьирования напева на занятии фольклорного ансамбля.
Развивающая роль декламации, движения и пения в детской фольклорной игре, их органичное единство и выразительность.
Тема 4. Комплексное освоение детьми фольклорного материала Методы освоения детьми фольклорного материала.
Выразительная ритмизированная декламация.
Единство коллективного и индивидуального начала. Элементы народной хореографии. Игра на простейших народных инструментах. Народный костюм как составная часть традиционной знаковой системы.
Раздел IV. Фольклорный праздник: традиции и новации
Тема 1. Традиционные основы современного праздника
Определение его основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы и отдельных мизансцен. Народный календарь и современное праздничное действо.
Тема 2. Органичное единство видов деятельности, разнообразных средств выразительности и художественного оформления праздника
Отбор исполнителей.
Репетиции.
Импровизационно-вариативные элементы в исполнении.
Организация и проведение концертного выступления и фольклорного праздника.
Раздел V. Самообразовательная работа руководителя народно-певческого коллектива
Тема 1. Методы анализа народно-песенного материала Отбор фольклорного материала для практической работы.
Определение ритмо-слоговой структуры песни, ее организационо-ладовой организации.
Характерные особенности исполнительских приемов, многоголосие. Возможности творческой интерпретации песни в практической деятельности.
Тема 2. Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе
Определение жанрово-стилевой принадлежности, особенностей бытования и функционирования песни. Роль средств выразительности песни в раскрытии ее смысла, основной идеи.
Редактирование поэтического песенного текста. Замена архаичных слов.
Редактирование музыкального песенного текста, его аранжировка.
Тема 3. Современная дидактическая концепция в практической деятельности народно-певческого коллектива Активные формы учебно-педагогического процесса – взаимодействие, сотрудничество педагогов и студентов, а также самих обучающихся друг с другом.
Раздел VI. Обзор репертуарных сборников и методической литературы
Знакомство с региональными песенными сборниками, новыми публикациями.
Методическая литература и пособия по детскому музыкальному воспитанию на фольклорной основе.
Краткий обзор программ по изучению русского фольклора и народного пения для ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школ, центров детского творчества и др.
- Артемкин А.В., Артемкина Т.Е. Народное пение. Программа и методические материалы для отделений музыкального фольклора ДМШ и ДШИ. Владимир, 2004.
- Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. М., 1996.
- Возрастная и педагогическая психология //Ред. Гамезо.М.: Просвещение, 1984.
- Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – театр. Гуманитарный издательский центр Владос. 1999.
- Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII – начало XX в.в. Л.1980.
- Детские музыкальные праздники // Автор-составитель Т.Ю. Камаева М., 1994.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.М., 2001.
- Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца.Орел, 1999.
- Ивлева Л.М. Ряженые в традиционной русской культуре. СП5, 1994.
- Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М., 1977.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ – М.: Мнемозина, 1996.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы – М.: Мнемозина , 2002.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителя музыки. М.: Мнемозина , 2002.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса. М.: Мнемозина, 2004.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 3 класса. М.: Мнемозина 2004.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 4-го класса. М. М.: Мнемозина, 2004.
- Маркова Л. В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984.
- Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество. М.:Центрополиграф, 2001.
- Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Лотерея, 2003.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992.
- Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах (методическое пособие). М., 1984.