Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Основы экономики, социологии и политологии (2000 г.)


Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, СОЦИОЛОГИИ, ПОЛИТОЛОГИИ
программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.

Составитель  –   председатель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» О.М.Тумасова
Рецензенты   –   старший научный сотрудник института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук М.В.Фомичева
 –   профессор кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии Российской государственной академии физической культуры,кандидат исторических наук С.А.Чернов

Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования

.

Данная программа предполагает изучение курса «Основы экономики, социологии,политологии» на 4 курсе (7 семестр) по 2 часа в неделю. Всего – 36 часов. Программа предназначена для студентов, имеющих 9-10- и 11-классное образование основной школы.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Формирование у студентов научного мировоззрения, целостной картины мира на основе фундаментальных научных знаний. Соединение научных проблем курса с жизненно важными сферами деятельности человека, выяснение взаимоотношений природы, общества, личности.

Социализация взрослеющего человека – студента училища культуры и искусства. Содействие развитию свободной личности, имеющей собственное мнение и умеющей его отстаивать.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Содержательной особенностью программы является знакомство студентов с основами экономики, социологии и политологии.

Достижения, сделанные в области этих наук, долгие годы были недоступны. Они не изучались ни в основной школе, ни в средних профессиональных учебных заведениях. Были лишь урезанные курсы, чрезмерно идеологизированные, такие, как «Политэкономия», «Обществоведение», «Основы общественных наук». В связи с разработкой и принятием новых стандартов образования начинается изучение основ экономики, социологии и политологии в системе средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства.

Программа предусматривает знакомство студентов с основами названных наук. Наряду с другими общегуманитарными дисциплинами, эти науки закладывают фундаментальные научные знания, делают все возможное, чтобы свободное самоопределение личности студентов осуществлялось осознанно.

За то количество часов, которое выделено на изучение этих наук, студенты смогут составить общее представление о проблематике, истории возникновения, развитии в настоящее время, практическом применении экономики, социологии и политологии.

Например, в разделе по основам экономики, кроме теоретических научных знаний, студенты смогут найти ответы на многие вопросы, научатся принимать решения в жизни (например, как выбрать правильно профессию, устроиться на работу, как не стать безработным, как оградить себя от последствий инфляции, какую покупку лучше сделать, куда вложить деньги и не потерять их и т.д.).

В разделе по основам социологии большинство тем будет с интересом восприниматься студентами, т.к. они касаются вопросов социального поведения, адекватного восприятия жизни общества, возможностей подтверждения или изменения своего социального статуса. Основы социологии ранее не изучались, преподавание этой науки до 90-х годов 20 века было под запретом.

С начала 90-х годов произошли большие изменения в курсе основ политологии. Если в советский период нашей истории не ставилась задача формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, то в современных условиях имеет принципиальное значение эффективность политического и социального поведения молодого человека в обществе. Каждый человек включен в политическую жизнь общества самим фактом своего существования в обществе. В политике каждый из нас участвует либо активно, либо пассивно, в зависимости от своих личных устремлений, особенностей развития экономики, культуры, политики. Главной задачей изучения основ политологии должно стать осознание студентами своего места в жизни современного общества и государства.

При обсуждении основных вопросов экономики, социологии и политологии считаем нецелесообразным навязывание студентам единственно правильного мнения или точки зрения. Студенты имеют право на свободный выбор взглядов и убеждений в процессе работы, на формирование собственного мировоззрения.

К каждой теме программы указано примерное количество часов. Преподаватель может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать количество часов на ту или иную тему, не выходя за рамки бюджета времени на этот курс.

Список литературы предлагается после каждого раздела курса. Литература предназначена прежде всего для преподавателя. При подготовке докладов и рефератов студентами, отдельные книги из списка литературы могут быть им предложены.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА
2 часа.

Понятие «экономика». Что изучает экономика. Главные вопросы экономики. Этапы развития экономической теории.

Макро- и микроэкономика. Системы экономических отношений. Основные типы экономических систем. Традиционная, командная (централизованная), рыночная, смешанная типы экономики. Их цели, направления, результаты. Проблемы переходной экономики

ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВО. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. ОБМЕН.
2 часа.

Развитие материального производства, его этапы. Индустриальная, научно-техническая, информационная революции. Их воздействие на экономику.

ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.
2 часа.

Понятие «собственности». Типы собственности в истории. Виды собственности. Развитие отношений собственности в странах Запада в 20 веке. Изменение отношений собственности в России в ходе проводимых экономических реформ в 20 веке.

Деньги, их возникновение. Функции денег в рыночной экономике. Денежное обращение. Цена и ценообразование.

ТЕМА 4. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ.
2 часа.

Рыночная экономика и принципы ее формирования. Роль государства в экономике. Государственный сектор. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики.

Частный бизнес. Формы организации бизнеса: корпорации, товарищества, единоличные владения. Деятельность фирм: затраты, издержки, прибыль.

Маркетинг.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТРУКТУРЫ РЫНКА .
2 часa.

Фирмы и конкуренция. Виды конкуренции: совершенная, монополистическая, олигополия и монополия. Поглощение и слияние фирм. Война цен. Демпинг.

Монополистическое ценообразование. Ценовая дискриминация. Антимонополистическое законодательство.

Банки и банковская система. Структура банковской системы в условиях рыночной экономики.

ТЕМА 6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ.
2 часa.

Государство и экономика: налоговая система. Налоги прямые и косвенные. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Роль государства в борьбе с инфляцией и безработицей.

Валовой внутренний продукт. Экономический рост и экономическое развитие. Причины экономической отсталости стран.

Как измерить экономику. Внешнеторговая политика государства. Международное разделение труда. Международное сотрудничество и интеграция.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абчук В. Экономика. СПб, 1998

Азимов Л. Преподавание курса «Введение в экономику». М.,1998

Амбарцумов А.,Стерликов Ф. Экономика. М.,1997

Аникин А. Юность науки. М.,1985

Аникин А. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.,1990

Антология экономической классики. 2 тома. М.,1992

Бевентер Э. Фон, Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике. М.,1993

Берже П. Денежный механизм. М.,1993

Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.,1994

Борисов Е. Основы экономической теории. М.,1996

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993

Все начиналось с десятины: Этот многоликий налоговый мир. М.,1992

Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. М.,1979

Долан Э.Д., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. СПб, 1992

Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. М.,1994

Ильин С., Васильева Т. Экономика. Справочник студента. М.,1999

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1976

Корнаи Я. Путь к рыночной экономике. М.,1991

Курс экономической теории. Учебное пособие. Под общей ред. М.Чепурина, Е. Киселевой. М.,1993

Кравченко А. Основы экономики. М.,1995

Лебедев О., Каньковская А., Язвенко С. Практикум по основам экономики. СПб. 1998

Липсиц И. Экономика. 2 части. М.,1996

Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики. М.,1994

Ломперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.,1993

Любимов Л., Раннева Н. Основы экономических знаний. М.,1997

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.,1992

Маршалл А. Принципы экономической науки. М.,1993

Мицкевич А. Сборник заданий по экономике. М.,1997

Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М.,1994

Основы экономической теории (материалы по курсу лекций). Под ред. С.Ильина и А.Бабакова. М.,1998

Прикладная экономика. М.,1992

Прикладная экономика. Сборник заданий. М.,1993

Райзберг Б. Введение в экономику. 2 книги. М.,1993

Российские реформы и реформаторы. Вып. 1. Денежные реформы в России. Под ред. Ф.Волкова, С.Ильина. М.,1999

Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М.,1994

Самуэльсон П. Экономика. М.,1992

Сборник задач по экономической теории: микро- и макроэкономика. Киров, 1994

Стэнлейк Дж. Экономика для начинающих. М.,1994

Тумасова О. О преподавании общественных дисциплин по новым стандартам в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. — Журнал «Вести» Министерства культуры РФ. 1999, № 7. Стр.19-31

Учебник по основам экономической теории. Под ред. В.Камаева. М.,1994

Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс. М.,1993

Фрейнкман Е. Экономика и бизнес. М.,1993

Фридмен М. Капитализм и свобода. М.,1994

Хайек Ф. Дорога к рабству. М.,1992

Хайлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. М.,1992

Хейне П. Экономический образ мышления. М.,1992

Хесс К. Так устроен мир. Экономика для юношества. М.,1992

Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.,1993

Эклунд К. Эффективная экономика—шведская модель. М., 1991

Экономика. Учебник. Под ред. А.Архипова, А.Нестеренко, А. Вольшакова. М.,1998

Экономикс: теория и практика. 2 тома. СПб, 1993

Экономикс: англо-русский словарь-справочник. Под ред. Э.Долан, Б.Домненко. М.,1994

Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.,1991

ТЕМА 7. ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ.
2 часa.

Предмет «социологии». История социологии. Методы социологического исследования.

Общество: признаки и типология. Социальный прогресс. Формы прогресса. Современное общество. Особенности современного общества. Теория модернизации.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.
2 часa.

Типология и функции социальных институтов. Понятие «социальная структура». Социальная структура общества.

Статусы и роли. Статус и социальные отношения. Несовпадение статусов. Элементы статуса.

Социальная роль. Ролевой набор.

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
2 часa.

Понятие «социальная стратификация». Главные измерения стратификации.

Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Классы и сословия в дореволюционной России. Средний класс.

Стратификация в СССР и современной России. Бедность и неравенство. Социальная мобильность.

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.
2 часa.

Культура и цивилизация: сущность понятий в социологии. Состав культуры.

Социальные нормы как элемент культуры. Привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, законы, мода увлечения, ценности, верования, знания, мифы, кодекс чести.

Формы культуры: элитарная, народная, массовая. Субкультура. Молодежная субкультура. Контркультура.

ТЕМА 11. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
2 часa.

Что такое социализация. Процесс социализации: детство, юность, родительский возраст, зрелый возраст, старость.

Что такое социальный контроль. Социальные санкции. Самоконтроль. Внешний контроль. Общественное мнение.

Девиантное поведение. Подростковая девиантность. Интеракция (социальное взаимодействие). Его типология. Формы массового поведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т.Парсона. М.,1972

Аристотель. Политика. 4 тома. М.,1994

Андреева Г. Социальная психология. М.,1995

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993

Белл Р. Социолингвистика. М.,1980

Бердяев Н. Назначение человека. Разные издания.

Бэкон Ф. Новый Органон. 2 тома. М.,1972

Вебер М. Избранные произведения. М.,1990

Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984

Гегель Г. Философия истории. Сочинения. М.-Л.,1935

Гегель Г. Философия права. Сочинения. М.-Л.,1934

Герцен А. К старому товарищу. 30 томов. М.,1960. Том 20(2).

Герцен А. С того берега. 30 томов. М.,1960. Том 6.

Гоббс Т. Левиафан. Избранные произведения. 2 тома. М.,1964

Голенкова З. Социальная стратификация современного российского общества.—Журнал «Обществознание в школе». 1997 г.

Данилевский Н. Россия и Европа. М.,1991

Джемс У. Личность. Психология личности. Тексты. М.,1982

Джохансон Д., Иди М. Люди: Истоки рода человеческого. М.,1984

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1990

История буржуазной социологии 19—начала 20 века. Под ред. И.Кона. М.,1979

Комаров М. Социология. М.,1994

Комозин А., Кравченко А. Популярная социология. М.,1990

Кон И. Открытие «Я». М.,1978

Кравченко А. Введение в социологию. Учебное пособие. М.,1996

Куликов Л. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,2000

Левада Ю. Статьи по социологии. М.,1993

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985

Малькова Т., Фролова М. Массы. Элита. Лидер. М.,1992

Маритен Ж. Очерк о существовании и существующем. Проблема человека в западной философии. М.,1988

Модернизация: Зарубежный опыт и Россия. М.,1994

Монсон Пер. Современная западная социология. СПб,1992

Основы социологии. Курс лекций. М.,1993

Очерки по истории теоретической социологии 19—начала 20 веков. М.,1994

Поршнев Б. О начале человеческой истории. М.,1974

Смелзер Н. Социология. М.,1994

Современная западная социология: Словарь. М.,1990

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992

Социальные отклонения. М.,1989

Спиноза Б. Богословско-политический трактат. 2 тома. Избранные произведения. М.,1957

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991

Фролов С. Социология. М.,1994

Фромм Э. Характер и социальный процесс.—Психология личности. Тексты. М.,1982

Шляпентох Я. Социология для всех. М.,1970

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969

Ядов В. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.,1987

Ясперс К. Смысл и постижение истории. М.,1991

ТЕМА 12. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТОЛОГИЯ.
2 часa.

Предмет «политологии». Возникновение политики. Понятие политики.

История политических учений. Политическая мысль в России.

Политика и ее функции. Политическая культура человека и общества.

ТЕМА 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
2 часa.

Понятие «политическая система». Функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России.

Политический режим. Понятие и типы политического режима. Политический режим в России.

Политическая власть. Теория власти.

Политические элиты. Теория элит. Политическая элита в России.

ТЕМА 14. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
2 часa.

Понятие «гражданское общество». Содержание, предпосылки возникновения. Структура гражданского общества, его параметры и характеристики.

Формирование гражданского общества в России: этапы и основные проблемы.

Человек, гражданское общество и государство.

ТЕМА 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ.
2 часa.

Государство как институт политической системы: природа, сущность, функции, устройство. Разделение властей.

Формы государственного устройства: империя, конфедерация, федерация, унитарное государство. Современные формы государственного устройства. Административный аппарат государства. Суверенитет государства.

ТЕМА 16. ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.
2 часa.

Политические партии и партийные системы. Определение партий. Типология партий и их функций.

Российская модель партийной системы: история и современность. Политическое лидерство. Политическая идеология.

Политическое развитие. Политическая культура.

ТЕМА 17. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА.
2 часa.

Политическая социализация личности: ее сущность и содержание. Модели политической социализации. Содержание и типология политической культуры общества. Политическая культура России.

Возникновение и функции политической идеологии. Типы идеологий. Политическая идеология России на рубеже 20—21 веков.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993

Гаджиев К. Введение в политологию. Учебное пособие. М.,1995

Давлетшина Н.и др. Демократия: Государство и общество. М.,1995

Даль Р. Введение в теорию демократии. М.,1992

Данилевский Н. Россия и Европа. М.,1991

Дьяконов И. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.,1994

Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995

История политических и правовых учений. Под ред. В.Нерсесянца. М.,1988

Куликов Л. Основы социологии и политологии. М.,2000

Лэйн Д. Перемены в России: Роль политической элиты.—Журнал «Социо». № 4, 1996 г.

Мухаев Р. Политология. Пособие для общеобразовательных заведений. М.,1997

Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М.,1995

Основы демократии и власти: Учебное пособие. М.,1993

Политика и право. Школьный практикум. Авторы-составители М.Шилобод, В.Кривошеев. М.,1997

Политическая теория и политическая практика. М.,1994

Политология. Под ред.Б.Краснова. М.,1995

Политология. Энциклопедический словарь. Общая ред. Ю.Аверьянова. М.,1993

Политология. Практикум. Под ред.А.Миронова. М.,1993

Понарин А. Введение в политологию. М.,1994

Пугачев В. Политология. Справочник студента. М.,1999

Сморгунов Л., Семенов В. Политология. Учебное пособие. СПб, 1996

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992

Сорокин П. Голод и идеология общества.—В книге: Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1990

Сумбатян Ю. Монархия—традиционная форма государственности.— Журнал «Преподавание истории в школе». № 7, 1997 г.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991

Шилобод М.и другие. Политика и право. М.,1995

Ясперс К. Смысл и постижение истории. М.,1991



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основными видами занятий по «Основам экономики, социологии, политологии» должны быть лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия, практические занятия с первоисточниками, деловые игры.

Лекции преподавателя должны углублять знания по основам названных наук и опираться на знания, полученные студентами по другим общегуманитарным дисциплинам. Семинарские занятия целесообразно проводить по заранее выбранным студентами вопросам. Обсуждение этих вопросов может проходить параллельно с практическим занятием (анализ первоисточников, решение экономических задач или социологическое исследование).

Практическое занятие так же может включать в себя работу по составлению схем и таблиц (экономика, политология), по проведению социологического исследования (анкетирование, тестирование), обсуждение написанных студентами докладов или рефератов.

По пройденным разделам «Основ экономики, социологии, политологии»проводятся контрольные занятия: рубежный контроль (ответы на вопросы по карточкам), тестирование по отдельным темам курса, зачетные занятия.

Основными учебными материалами являются: лекции преподавателя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, монографии и статьи в журналах по экономике, социологии и политологии (списки рекомендуемой литературы прилагаются к каждому разделу).

Примерные вопросы, предлагаемые студентам на семинарских, практических и контрольных занятиях (разного уровня сложности):

  1. Существуют ли экономические циклы в традиционной, централизованной и рыночной экономике? Почему?
  2. Возможно ли перепроизводство в условиях командной (централизованной) экономики?
  3. Были ли едины интересы директоров предприятий и работников в централизованной экономике?
  4. Привести примеры предпринимательской идеи из истории, из современной жизни.
  5. Как можно объяснить такой факт, что с ростом доходов потребителей доля товаров ежедневного пользования в их покупках снижается, а товаров длительного пользования растет?
  6. Представьте себе, что вы решили открыть предприятие по производству музыкальных инструментов. Какие инвестиции нужно будет сделать? Где можно будет взять эти средства?
  7. Чем ограничено увеличение производства: а)в традиционной экономике; б)в командной экономике; в)в рыночной экономике?
  8. Какому виду расчетных средств Вы бы отдали предпочтение: чековой книжке, кредитной карточке или дебетной карточке? Почему?
  9. Какие налоги выгоднее во время инфляции— прямые или косвенные?
  10. Какие фирмы увереннее себя чувствуют в современной России— мелкие или крупные? Почему? Почему при командной экономике преобладали крупные промышленные предприятия?
  11. Из чего складываются доходы населения в нашей стране? В Вашей семье?
  12. В чем заключается специализация современной России в рамках международного разделения труда?
  13. Почему социологию М.Вебера называют «понимающей»и какова ее роль в развитии социологической мысли?
  14. Почему социализм называют «равенством в бедности»? Найдите в классической и современной художественной литературе примеры описания и решения проблемы бедности.
  15. Темой социологического исследования может стать социальная мобильность в народных сказках. На примерах 10 сказок укажите, какой вид социальной мобильности в них описан.
  16. Проведите микроопрос десяти своих знакомых. Попросите их проранжировать шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.
  17. В исторической литературе найдите примеры регресса в разных странах. Можно ли считать годы сталинизма однозначно регрессом? Можно ли оценивать петровские реформы в России 18 века только как прогрессивные? Как влияли войны на развитие российского общества? Они играли прогрессивную или регрессивную роль?
  18. Проходил ли в России в 90-е годы 20 века экономический, технический, социальный прогресс?
  19. Период середины 1980— конца 1990-х годов в России был одним из самых насыщенных. Принимались новые законы, указы, постановления, выдвигались проекты. Выписать в три столбика все, что относится за этот период времени к: а) политическим реформам; б) экономическим реформам; в) социальным реформам. Сравнить списки. Какой оказался длиннее? Какой важнее?
  20. Описать характерные черты сословного строя России (до 1917 года и в советский период).
  21. Привести примеры прогресса, регресса, революции, реформы.
  22. В чем различия между органической и неорганической модернизациями? Привести примеры.
  23. Опишите распределение прав и обязанностей во времена: Древней Руси, Московского княжества, Российской империи, советской России и в современной России. Сравните исторические периоды.
  24. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации: а)депутат выполняет функции министра; б)полицейский входит в мафиозную группировку; в)врач выполняет функции судьи; г)выпускник инженерного вуза работает юристом-консультантом в фирме по продаже недвижимости.
  25. Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события: реформа 1961 г., введение Петром Великим «Табели о рангах»; переход к НЭПу; восстание декабристов; восстание Е.Пугачева и С.Разина; февральская революция 1917 года; Великая Отечественная война 1941-45 годов; августовский путч 1991 г.; политические репрессии сталинского периода; Конституции 1936, 1977, 1993 годов; распад СССР; феодальная раздробленность на Руси; татаро-монгольское нашествие; коллективизация; индустриализация; Отечественная война 1812 года; гражданская война 1914—1918 гг.
  26. Опишите статусную символику молодежи 19 и 20 веков. Сравнить ее, используя историческую и художественную литературу.
  27. В общих чертах дайте анализ аудитории таких газет, как «Московский комсомолец», «Завтра», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Аргументы и факты». Чем они различаются? Какие группы населения их читают?
  28. Как, согласно Платону, возникает государство и для чего оно существует?
  29. Чем отличается понимание государства у Аристотеля и Платона?
  30. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада?
  31. Чем вызвана необходимость политических лидеров? Как Платон и Н.Макиавелли обосновывали роль лидеров и их право на управление другими людьми?
  32. Почему Гегель считал, что любой человек должен быть компетентен в вопросах права?
  33. В чем заключается особенность трактовки взаимоотношений государства и гражданского общества у Гегеля?
  34. Каким образом культура воздействует на политику? В чем проявляется самодостаточность культуры по отношению к государству?
  35. Почему средства массовой информации рассматриваются как одна из форм власти? Как они влияют на жизнь общества?
  36. Чем обусловлена особая роль политических элит в развитии общества? Чем политическая элита отличается от экономической, военной, интеллектуальной и других?
  37. Почему тоталитаризм возник в 20 веке? Какие разновидности тоталитаризма выделяются в политической науке? В каких современных государствах есть признаки тоталитаризма?
  38. Какие основные этапы в своем развитии прошло российское государство? Чем характеризуется современный этап?
  39. Каково классическое понимание «левых», «правых» партий и «центра»? Приведите исторические примеры.
  40. Каким образом достигается «баланс сил» в современных международных отношениях?
  41. В чем общее и в чем отличия анархизма и большевизма в объяснении природы власти и государства?
  42. Чем отличается американская политическая культура от современной российской политической культуры?
  43. Назовите наиболее характерные черты политической культуры (или ее отсутствия) у современных политических лидеров России.
  44. Чем вызвано падение международного авторитета современной России? Каким способом можно было бы поднять его?
  45. Как соотносятся политика, власть и государство?


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования