Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Сольфеджио (специальности 0501.01 и 0501.02, 1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
(0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Струнные инструменты»)

Москва
1999

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Инструментальное исполнительство»



Составитель  –   преподаватель-консультант БОЙЦОВА Н.В.
Рецензенты  –   старший преподаватель ПЦК «Теория музыки», заслуженный работник культуры РФ СОЛОВЬЕВА Н.А.;
проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения, профессор СОКОЛОВ А.С.


Объем курса – 248 часов
Занятия групповые
Экзамены – 2,4,7 семестры

Пояснительная записка

В 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ были утверждены новые государственные стандарты среднего профессионального образования, в которых зафиксированы основные принципы художественной образовательной деятельности в настоящее время.

В соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования существующие специальности обозначены следующим образом:

0501 «Инструментальное исполнительство»,  с подразделениями:
0501.01 «Фортепиано»,
0501.02 «Струнные инструменты»,
0501.03 «Духовые и ударные инструменты»,
0501.04 «Народные инструменты»;
– 0502 «Пение»,  с подразделениями:
0502.01 «Пение академическое»,
0502.02 «Пение сольное народное»;
0503 «Хоровое дирижирование»,  с подразделениями:
0503.01 «Хоровое дирижирование»,
0503.02 «Руководитель народного хора»;
– 0504 «Теория музыки».

Появление новых стандартов, применительно к средним музыкальным учебным заведениям, означало достаточно серьезную переработку учебных планов по всем представленным в них специальностям. Изменился объем ряда дисциплин, их расположение по семестрам и, как следствие, формы и время итогового контроля.

В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие со стандартами и программы по предметам музыкально-теоретического цикла.

В настоящих программах по музыкально-теоретического цикла материал выстроен по тем основным четырем специальностям, которые предложены в новых образовательных стандартах.

Изменения коснулись также содержания программ: произведена перепланировка материала, соответствуюшая иной системе преподавания сольфеджио и гармонии. Программы расширены благодаря изучению на старших курсах музыки ХХ века.

Предлагаемые программы по сольфеджио имеют рекомендательный характер и не заменяют существующих в настоящее время. Это один из возможных вариантов построения курса, опробованный на практике с положительными результатами.

Многовариантность существующей в настоящее время системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед педагогом перспективу выбора того плана занятий, который соответствует возможностям его учеников и его собственным профессиональным устремлениям.


Краткие методические указания

Существующая программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальностям «Фортепиано» и «Струнные инструменты» составлена старшими преподавателями Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И.Чайковского В.В.Базарновой и И.С.Лопатиной в 1987 году.

Со времени публикации программы курс сольфеджио у исполнителей не претерпел принципиальных изменений.

Задача курса – формирование профессионального музыкального мышления, необходимого для самостоятельной профессиональной деятельности.

Основными формами работы традиционно являются музыкальный диктант, интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой гармонический анализ, творческие задания.

Расположение материала координируется с другими предметами музыкально-теоретического цикла: элементарной теорией, гармонией, музыкальной литературой.

Тем не менее, определенные перемены в содержании курса сольфеджио в последние годы все же произошли. Появились новые учебники и учебные пособия сольфеджио, содержащие принципиально иной интонационный материал, а также были переизданы давно не публиковавшиеся интересные труды, которые позволяют обновить традиционный курс.

Это , в частности, «Сольфеджио» Е.Артамоновой (М.,1988), «Гармоническое сольфеджио» Д.Блюма (М.,1990), «Энгармонические модуляции в курсе сольфеджио» Р.Саркисовой (М., 1990), «Полифоническое сольфеджио» Е.Леоновой (Л., 1990), «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» А.Биркенгоф (М.,1990), «Современное сольфеджио» в трех частях М.Карасевой (М., 1996), «Каноны» В.П.Середы (М.,»Престо», 1997, сборник для сольфеджирования «Сокровища родных мелодий» (сост. Л.Масленкова, С-Петербург, 1999), репринтное издание «Вокализов», «Курса сольфеджио» и «Двухголосного сольфеджио» Н.М.Ладухина (издательство»Свет Отечества»), «Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио» М.И.Глинки (М.,»Кифара», 1997) и др.

Эти учебные пособия могут быть использованы на различных этапах обучения как основные или дополнительные.

Слуховой анализ и интонационные упражнения в курсе сольфеджио тесно связаны с тем, как именно выстроен курс гармонии.

Настоящая программа опирается на курс гармонии, предложенный в учебнике Е.Абызовой. Это первый учебник, объединивший положительные стороны методики Н.А.Римского-Корсакова и методики П.И.Чайковского. Курс гармонии выстроен так, что вслед за трезвучиями главных ступеней уже на начальном этапе занятий вводятся трезвучия побочных ступеней, что позволяет по – новому ориентировать гармоническое мышление учащихся. План занятий слуховым анализом и интонационными упражнениями соответствует расположению материала в данном учебнике.

В 8 семестре предполагается практическое освоение музыкального языка ХХ века, ориентированное на современный музыкальный опыт.

Содержание курса
1 курс (1-2 семестры)

Классико-романтическая тональность.

Диатоника. Диатонические интервалы (простые и составные), трезвучия и септаккорды всех ступеней с обращениями.

Хроматика внутритональная и модуляционная с плавным ведением хроматических звуков. Отклонения в тональности первой степени родства через автентический, плагальный, полный оборот. Модуляции в тональности первой степени родства.

Регулярная ритмика. Простые и сложные размеры. Основное и особое деление длительностей (до тридцать второй). Междутактовая, внутритактовая и внутридолевая синкопы.


Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосие. Разнообразные виды диктантов: ритмические, устные, с предварительным анализом, с ограниченным числом проигрываний и пр. Диатоника с постепенным нарастанием трудностей: диктанты протяженностью 12-16 тактов с мелодикой инструментального типа, с переходами в записи из скрипичного ключа в басовый и наоборот, а также со скрытым двухголосием. Отклонения в тональности диатонического родства. Двухголосные диктанты интервального типа на одной строчке. Примерная трудность: Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 1-44, 209-214, 229-233; Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты одноголосные» №№ 1-42;

Интонационные упражнения.

Гаммы мажорные и минорные от любой ступени вверх и вниз натуральные, гармонические и мелодические. Верхние и нижние тетрахорды всех видов мажора и минора с названиями и без названий звуков ( на любой удобный для интонирования слог) вверх и вниз от звука. Гаммы параллельными диатоническими интервалами, трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами, индивидуально и в ансамбле на 2-3 голоса.

Интонирование основных и альтерированных ступеней лада с разрешением и без разрешения неустойчивых ступеней. Разрешение звука в качестве различных ступеней мажора и минора в форме импровизации коротких музыкальных фраз.

Диатонические секвенции. Пример мотива:

87 653
VVI VIIVIII

Хроматические секвенции вверх и вниз по родственным тональностям, по верхним и нижним медиантам, а также с точной транспозицией звена на заданный интервал.

Примеры мотивов:

ум.5 3ум.75
VII IVIII

Движение по полутонам вверх и вниз аккордов одинаковой структуры (например, ув.35, малого мажорного септаккорда с обращениями; малого минорного, малого с ум.5 основном виде, а также уменьшенного септаккордов) вверх и вниз, с возвращением и без возвращения на исходный звук, с названиями и без названий звуков.

Разрешение интервалов и аккордов в виде музыкальных фраз (аналогично работам в курсе элементарной теории музыки).

Интервальные и аккордовые последовательности по цифровке. Сочинение и импровизация интервальных и аккордовых последовательностей с определенными в задании гармоническими средствами.

Одноголосное сольфеджирование – после домашней проработки и с листа. Примерная трудность – Ладухин «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-108, Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-96, Драгомиров «Одноголосное сольфеджио» №№ 235-300, Масленкова «Сокровища родных мелодий»№№ 1 -74. Сольмизация мелодии с целью осознания ее структуры, а также проработки метроритмических трудностей. Пение одноголосных мелодий наизусть. Гармонизация мелодий и диктантов, записанных в классе. Транспозиция вверх и вниз на секунду.

Двухголосное сольфеджирование Диатоника. Проходящие и вспомогательные хроматические звуки. Примерная трудность – Способин И. «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 21. Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 3, Середа «Каноны» №№ 35-58.

Пение с собственным аккомпанементом романсов Алябьева, Варламова, Гурилева, романсов и вокализов Глинки, песен Шумана, Шуберта, Грига*.

Чтение романсов с листа с аккомпанементом преподавателя.

Слуховой гармонический анализ. Интервалы и аккорды вне лада. Определение ладовой функции звука, интервала и аккорда по его разрешению. Интервальные и аккордовые последовательности, определяемые следом за исполнением (назвать каждый аккорд в быстром темпе) и на память с одного-двух проигрываний. Определение структуры последовательности. Повторение последовательности на фортепиано, письменный гармонический анализ. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», часть 1, раздел 1. Анализ примеров из музыкальной литературы**.


Контроль успеваемости

В конце первого, третьего, пятого и шестого семестров проводятся контрольные уроки. Требования к контрольному уроку зависят от результатов, показанных учащимися в течение семестра. Обязательные элементы контрольного урока – диктант и слуховой анализ. Остальные формы работы варьируются по усмотрению преподавателя.

Сольфеджирование и романс могут быть предложены как из числа проработанных дома, так и исполнены с листа. К контрольному уроку также могут быть повторены все интонационные упражнения, сделанные в течение семестра и т.д.

В конце первого семестра – экзамен.

Требования на экзамене в конце второго семестра: одноголосный диктант, двухголосный диктант.

Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 106; двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» № 835.

Образец экзаменационного билета на устном экзамене:

1. Спеть интервальную последовательность в тональности g-moll:

 3   3   2   3   6   ув.6   8   б.3   2   3   ув.4   ув.ув.4   ув.5   7   6 
 III   II   II   II   VI   VI   V   V   V   IV   IV   пониж.IV   III   III   III 

2. Спеть аккордовую последовательность в тональности fis-moll:

I – VI6 – VII7 (гарм.) – D56 – I -I6 – II56 – VII34 (гарм.) – III (гарм.) – I 6 – II 6 – III6 (натур.) – VI – II 3 4 – V .

3. Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, интервальная и аккордовая последовательности. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», раздел 1, № 6.

4. Чтение с листа: одноголосие -Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм», раздел «Меодии во всех мажорных и минорных тональностях» № 28, двухголосие – Ладухин «Двухголосное сольфеджио» № 2.



2 курс (3-4 семестры)
Содержание предмета

Классико-романтическая тональность.

Одноголосие. Хроматизм всех видов.

Отклонения и модуляции в отдаленные тональности.

Двухголосие. Диатоника. Хроматизм внутритональный и модуляционный. Отклонения в тональности диатонического родства.

Начало работы над гармоническим четырехголосием параллельно курсу гармонии. Трезвучия и секстаккорды всех ступеней. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды, основные кадансовые средства, доминантсептаккорд с обращениями, септаккорд II ступени с обращениями.

Нерегулярная ритмика. Переменные и смешанные размеры. Сочетание четного и нечетного деления длительностей.

Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосный диктант повышенной трудности. Двухголосный диктант с несложными отклонениями в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио» часть 1, раздел «Музыкальный диктант», одноголосные диктанты №№ 43-81, двухголосные диктанты №№ 1-47; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 250-269; Русяева «Двухголосные диктанты» №№546-563.

Интонационные упражнения. Пение аккордовых последовательностей в гармоническом четырехголосии по цифровке. Импровизация аккордовых последовательностей.

Одноголосное сольфеджирование – примерная трудность: Ладухин «Курс сольфеджио с применнием гармонических форм», № 40.

Двухголосное сольфеджирование. Двухголосные инвенции И.С.Баха в составе дуэта, а также сопровождая пение одного голоса исполнением другого на фортепиано. Чтение двухголосия с листа – Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 12, Середа «Каноны» №№ 76-88.

Одноголосие и двухголосие в ключах «До»- Агажанов, Блюм «Сольфеджио в ключах «До» №№ 15-25, 33-40, 69-75, 92-96.

Народное одноголосие с текстом – Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» №№ 80-95.

Четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 1- 40. Хоралы И.С.Баха.

Романсы и песни зарубежных композиторов XIX века: Шумана, Шуберта, Брамса.

Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии. Определение структуры аккорда вне лада. Аккордовые последовательности вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 34-40; Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1 с.43-49. Анализ примеров из музыкальной литературы.


Контроль успеваемости

Требования на экзамене в конце 4 семестра: одноголосный, двухголосный и четырехголосный диктанты

Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 299; двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта», № 87; четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» № 34.

Образец экзаменационного билета:

1. Спеть аккордовую последовательность в тональности Es-dur: I – V 34 – I 6 – II 56 – VI 46 – II 7 – III 6 – V 2 – I 6 – III – VI – II – II 7 – K 46 – V 7 – I.

2. Слуховой гармонический анализ (примерная трудность – Кириллова, Попов «Сольфеджио» с.42 пункт 11.)

3. Чтение в листа: одноголосие – Кириллова,Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» № 36 или Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм., раздл «Мелодии во всех мажорных и минорных тональностях» № 80, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 61.


3 курс (5-6 семестры)
Содержание предмета

Классико-романтическая тональность. Расширенная и хроматическая тональность.

Диатоника: септаккорд VII ступени и его обращения, побочные септаккорды и нонаккорды, фригийский оборот, диатонические секвенции. Диатонические неаккордовые звуки.

Внутритональная и модуляционная хроматика: альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп , отклонения в тональности 1 степени родства.

Продолжение работы над метроритмическими трудностями: обращенный пунктир, тридцать вторые, паузы на сильной доле, полиритмия.


Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Двухголосие с отклонениями в тональности диатонического и недиатоничесого родства. Трехголосие с отклонениями в тональности диатонического родства. Аккордовые диктанты в гармоническом четырехголосии. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 367 – 383; двухголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты двухголосные»№№ 48-69 , раздел «Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные» №№ 1-66; четерехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 82-92.

Интонационные упражнения. Разрешение аккордов. Аккордовые последовательности по цифровке, импровизация акордовых последовательностей.

Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио»,выпуск 1 №№ 25-53. Полифоническое двухголосие: Агажанов «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. №№ 11-51. Возможно, двухголосие с транспозицией из числа проработанных дома примеров. Леонова «Полифоническое сольфеджио», раздел 3. Четырехголосие: хоралы И.С.Баха.

Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 82-108. Анализ примеров из музыкальной литературы


4 курс (7 семестр)
Содержание курса

Расширенная тональность. Хроматическая тональность.

Политональность. Модальность. Ладовые структуры музыки ХХ века.

Регулярная и нерегулярная ритмика. Полиритмия. Полиметрия.

Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Двухголосие полифонического склада. Трехголосие с отклонениями в тональности диатонического родства. Четырехголосие гармонического склада. Примерная трудность : одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта №№ 386 – 388; двухголосие – Русяева «Двухголосные диктанты №№ 691-714; трехголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные» №№ 7 – 43; четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты № 114-183).

Интонационные упражнения. Пение постепенных модуляций и энгармонических модуляций. Разрешение аккордов с энгармонической заменой (малого мажорного, малого мажорного с повышенной и пониженной квинтой, уменьшенного септаккордов, увеличенного трезвучия).

Ладовые структуры и аккордика в музыке ХХ века. Пентатоника, семиступенные диатонические лады, лады с увеличенными секундами. Диатонические нетерцовые аккорды, двутерцовые септ- и нонаккорды и другие формы нетрадиционной вертикали («Современное сольфеджио» М.Карасевой, ч.1 гл. 1-3, ч.2 темы 1,2, ч.3, гл. 1,2). Однотерцовые и вводнотоновые трезвучия, «прокофьевская» доминанта (Биркенгоф «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» с.47-54).

Сольфеджирование. Одноголосие – Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, №№ 25 – 199. Двухголосие и трехголосие – Леонова «Полифоническое сольфеджио», раздел 4. Трехголосные инвенции и фуги И.С.Баха, Д.Шостаковича. Качалина «Сольфеджио», выпуск 2, раздел «Трехголосие». Четерехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 109-192.

Слуховой анализ. Параллельно курсу гармонии. Примерная трудность: Кириллова , Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Интонационные упражнения и гармонический анализ на слух», темы 14-15, Саркисова «Энгармонические модуляции в слуховом анализе», части 1-3. Анализ музыкальных примеров из художественной литературы.

Контроль успеваемости

Экзаменационные требования в конце 7 семестра: одноголосный, двухголосный, четырехголосный диктанты. Трехголосный диктант по усмотрению преподавателя. Примерная трудность: одноголосие – Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие.» № 125, двухголосие – № 345. Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант», трехголосный диктант № 22, четырехголосный диктант № 9 или Лопатина «Гармонические диктанты № 97.


Образец экзаменационного билета на устном экзамене:

1. Спеть модуляцию f-moll – Des-dur.

2. Разрешить аккорд с энгармонической заменой: h-dis-a-fis.

3. Слуховой анализ (примерная трудность – Лопатина «Гармонические диктанты» № 140).

4. Чтение с листа: одноголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 129, двухголосие Кириллова, Попов «Сольфеджио», выпуск 1, раздел « Сольфеджирование»№ 2, трехголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 2 № 40).


*) На специальности «Струнные инструменты» целесообразно предложить учащимся подготовить за семестр несколько романсов и исполнить их на контрольном уроке.   вернуться
**) Примеры для слухового анализа из музыкальной литературы на данном этапе обучения и на всех последующих можно почерпнуть из учебника Кирилловой и Попова «Сольфеджио», часть 1, учебных пособий Лопатиной «Гармонические диктанты» Артамоновой «Сольфеджио», а также учебника Карасевой «Современное сольфеджио».   вернуться



Примерный тематический план

График учебного процесса может варьироваться учебным заведением в соответствии с его Уставом.

В плане не отражена такая форма контроля успеваемости как текущий зачет по пройденной теме, а также не выделяется время для подготовки к различным творческим состязаниям по сольфеджио, например, конкурсу по чтению с листа, который удобно провести в середине второго семестра.


NN
тем
Наименование тем Количество
учебных
недель
  1 курс  
  1 семестр  
1. Диатоника. Интервалы на основных ступенях лада. Трезвучия всех ступеней. 5
2. Септаккорды всех ступеней с обращениями 5
3. Отработка и закрепление навыков чтения с листа соло и в ансамбле 2
4. Повторение. 3
5. Контрольный урок. 1
    Итого
16 недель
  2 семестр  
6. Внутритональный хроматизм всех видов. Хроматические интервалы. Альтерированные субдоминанты и доминанты. 6
7. Модуляционный хроматизм. Отклонения в тональности диатонического родства. 8
8. Чтение с листа 2
9. Повторение материала 3
10. Письменная экзаменационная работа 1
11. Устный экзамен  
    Итого
20 недель
  2 курс  
  3 семестр  
12. Повторение. 2
13. Гармоническое четырехголосие в интонационных упражнениях и слуховом анализе. Трезвучия главных ступеней, перемещение, их соединение с плавным голосоведением, а также со скачками 4
14. Основные кадансовые средства 1
15. Побочные трезвучия субдоминантовой группы 3
16. Трезвучие III ступени 1
17. Трезвучие VI ступени в прерванном обороте 2
18. Повторение 2
19. Контрольный урок 1
    Итого
16 недель
  4 семестр  
21. Секстаккорды главных ступеней 3
22. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды 2
23. Доминантсептаккорд и его обращения 2
  Секстаккорд II ступени 2
24. Гармонический мажор 1
25. Секстаккорд III ступени. Доминантсептаккорд с секстой 2
26. Секстаккорд VII ступени 1
27. Септаккорд II ступени и его обращения 4
28. Повторение 2
29. Письменная экзаменационная работа 1
30. Устный экзамен  
    Итого
20 недель
  3 курс  
  5 семестр  
31. Повторение. 2
32. Септаккорд VII ступени и его обращения 3
33. Нонаккорды V и II ступеней 2
34. Натуральный минор и фригийские обороты. 2
35. Диатонические секвенции 3
36. Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней 2
37. Повторение 1
38. Контрольный урок 1
    Итого
16 недель
  6 семестр  
39. Повторение. 1
40. Альтерация аккордов. Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени 2
41. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 4
42. Альтерация аккордов доминантовой группы. 2
43. Степени родства тональностей. Отклонения в тональности 1 степени родства. Модуляции в тональности 1 степени родства 5
44. Повторение. 3
45. Контрольный урок 1
    Итого
20 недель
  4 курс  
  7 семестр  
46. Повторение. 3
47. Хроматические секвенции. Эллипсис. 2
48. Энгармоническая модуляция 3
49. Постепенная модуляция в отдаленные тональности 2
50. Ладовые структуры музыки ХХ века 2
51. Повторение 3
52. Письменная экзаменационная работа 1
53. Устный экзамен  
    Итого
16 недель

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия:
Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2 . М., 1974, 1973.
Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио. М., 1990.
Карасева М. Современное сольфеджио в трех частях. М.,1996.
Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть1. М.,1986.

Сборники диктантов и пособия по слуховому гармоническому анализу:
Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966.
Алексеев Б, Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М.,1991.
Артамонова Е. Сольфеджио, выпуск 1. М., 1988.
Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. М.,1991.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального
диктанта. М., 1986.
Лопатина И. Сборник диктантов. М..1987.
Лопатина И. Гармонические диктанты. М., 1987.
Русяева И. Одноголосные диктанты . Выпуск 2. М.,1984
Русяева И. Двухголосные диктанты. М., 1990.

Сборники для сольфеджирования:
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. М.,1972.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.,1997.
Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991.
Ладухин Н. Курс сольфеджио, репринтное издание. М.,«Свет Отечества».
Ладухин Н. Двухголосное сольфеджио , репринтное издание. М.,«Свет Отечества»
Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.,1984.
Качалина Н. Сольфеджио, вып.1-3. 1988, 1982, 1991.
Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
Середа В. Каноны. М.,1997.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования