Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
программа для музыкальных училищ
Москва
2000
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.
Составитель | – | преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» О.М.Тумасова |
Рецензенты | – | старший преподаватель Государственного музыкального училища имени Гнесиных, заслуженный учитель школы Российской Федерации Л.Д.Устиновская |
– | профессор кафедры истории цивилизации, физической культуры и спорта Российской Государственной Академии физической культуры, кандидат исторических наук В.К.Лагуткин |
Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и среднего образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.
Данная программа предполагает изучение курса «Всеобщая история« на 1 курсе (1 и 2-й семестры), по 2 часа в неделю. Всего – 72 часа. Программа предназначена для студентов, имеющих 9 и 10-классное образование основной школы.
Формирование у студентов научного мировоззрения.
Возрождение у студентов интереса к общечеловеческим, общероссийским ценностям, формирование у них национального самосознания.
Развитие творческого мышления студентов, обучение их методам работы с исторической научной, справочной и учебной литературой.
Формирование личности студентов на основе углубления, обобщения и систематизации знаний по всеобщей истории.
Развитие умений и способностей студентов осваивать историческую информацию.
Обучение студентов формированию собственного мнения по ключевым вопросам всеобщей истории, умению его отстаивать.
Содержательной особенностью программы является ее историко-культурная направленность, адаптация проблем курса всеобщей истории для работы со студентами разного уровня школьной подготовки. Это связано с тем, что в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных учатся студенты, приехавшие со всей России и из других стран. Часть из них имеет гимназическое образование, часть обучалась по программам средней школы, часть не изучали историю в связи с отсутствием учителей и данного предмета в школах.
Программа, наряду с общими сведениями по всеобщей истории, предусматривает изучение тем, дающих более высокий проблемно-теоретический уровень ранее изученного. Студентам не навязывается единственно правильная точка зрения. У них есть возможность выработать собственное мнение, реализовать свое право на свободный выбор взглядов и убеждений. Программа дает возможность студентам получить фундаментальные научные знания.
Количество часов, отводимое на ту или иную тему, является примерным. Преподаватель, работающий по этой программе, имеет право увеличивать или уменьшать количество часов на тему, не выходя за рамки общего бюджета времени, выделяемого на курс «Всеобщая история».
К каждой теме дается подробный список литературы, который включает литературу учебную (учебники и учебные пособия для Вузов и средних профессиональных учебных заведений), научную (монографии и статьи в научных журналах), справочную (энциклопедии, пособия, задачники, сборники контрольных работ) и научно-популярную. Список литературы не является обязательным для всех студентов. Преподавателю целесообразно рекомендовать студентам литературу для докладов или рефератов, конкретно указав разделы или главы учебников и монографий.
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ. | 2 часа. |
Предмет «Всеобщая история». Что такое история и зачем ее нужно изучать. Появление истории и ее формирование как науки. Исторические науки. Всеобщая история и история отдельных стран и народов (отечественная история).
Отрасли истории. Вспомогательные исторические дисциплины: хронология, нумизматика, геральдика, генеалогия, топонимика, палеография, метрология, сфрагистика, фалеристика и другие.
Периодизация всеобщей истории. Характеристика периодов всеобщей истории.
Что мы будем изучать на уроках по «Всеобщей истории».
Богоявленский В., Митрофанов К. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. - журнал «Преподавание истории в школе». № 3, 1995
Блок М. Апология истории. М.,1973
Введение в специальные исторические дисциплины. Под ред. Т.Гусаровой, С.Дмитриевой, И.Филиппова и др. М.,1990
Всеволодов И. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.,1990
Всемирная история: Учебник для вузов. Под ред. Г.Поляка, А.Марковой. М.,1997
Вяземский Е., Стрелова О. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М.,1999
Губман Б. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М.,1991
Гулыга Г. Искусство истории. М.,1980
Данилевский Н. Россия и Европа. М.,1999
Дьяконов И. Фазы исторического процесса. - журнал «Преподавание истории в школе». № 6. 1997
Из истории мировой цивилизации. Под ред. Ш. Мунчаева. М.,1993
Кобрин В., Леонтьева Г., Шорин П. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.,1986
Короткова М., Студеникин М. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М. 1999
Лакиер А. Русская геральдика. М.,1990
Линденберг К. Обучение истории. М.,1997
Лурье Ф. Российская и мировая история в таблицах. СПб, 1995
Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. М.,1993
Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999
Суслова А., Суперанская А. О русских именах. Л.,1991
Тойнби А. Постижение истории. М.,1991
Федоров-Давыдов Г. Монеты рассказывают. М.,1990
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991
ТЕМА 1. | ХРОНОЛОГИЯ СТРАН МИРА И КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ. | 2 часа. |
Понятие времени. Что такое хронология. Зарождение хронологии. Появление единиц счета времени: сутки, месяц, год. Появление первых календарей. Лунные, лунно-солнечные, солнечные календари. Эра: история появления термина. Виды эр: астрономические, политические, религиозные. Многообразие эр в истории.
Календари Древнего Египта, Древнего Рима. Реформа древнеримского календаря Юлием Цезарем: причины, особенности календаря. Переход европейских стран на юлианский календарь. Причины реформы юлианского календаря.
Григорианский календарь, его особенности. Переход европейских стран на григорианский календарь.
Восточный календарь, его особенности. Десяти- и двенадцатикратная системы счета времени в восточном календаре.
Древнерусская система счета времени. Понятие «лето». Первые хронологические статьи на Руси. Особенности древнерусского календаря. Месяцы древнерусского календаря. Реформа календаря Петром Великим. Декрет о переходе на григорианский календарь в Советской России (1918).
Необходимость хронологии в изучении истории.
Бикерман Э. Хронология древнего мира. М.,1976
Бородкин О. Человек и время (Возникновение современной хронологии). – Серия «История» общества «Знание». № 3,1991
Каменцева Е. Хронология. М.,1967
Кордюкова С. Единицы, нужные всем. М.,1972
Моисеева В. Время в нас и время вне нас. М.,1991
Миронов В. Двенадцать месяцев года. М.,1991
Селешников С. История календаря и хронология. М.,1977
Цыбульский В. Календари и хронология стран мира. М.,1982
Шур Я. Рассказы о календаре. М.,1968
ТЕМА 2. | ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. | 4 часа. |
Проблема антропосоциогенеза в современной исторической науке. Теории происхождения человека.
Периодизация истории первобытного общества. Первобытное стадо. Человек умелый. Виды его деятельности. Орудия труда. Формы общения между людьми. Присваивающий тип хозяйства. Ледниковый период. Новые орудия труда и виды деятельности. Начало использования огня. Появление человека разумного. Возникновение речи, мышления. Коллективы первобытных людей: родовая и соседская общины, племя. Складывание рас.
Появление и развитие скотоводства, земледелия и ремесла. Разделение труда, обмен продуктами труда. Производящий тип хозяйства.
Алексеев В., Першиц А. История первобытного общества М.,1990
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.,1990
Кларк Г. Доисторическая Европа. М.,1953
Ларичев В. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.,1990
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994
Мирошниченко Н. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф.Шаталова. - Журнал «Преподавание истории в школе», № 4, 1990., стр. 76
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Под ред. Е.Смирницкой. М.,1995
Редер Д., Черкасова Е. История древнего мира. Часть 1. М.,1970
Семенов Ю. На заре человеческой истории. М.,1989
Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989
Токарев С. Ранние формы религии. М.,1990
Хлопин И. А что было до потопа? Исторические корни древнейших мифов человечества. Л.,1990
Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994
Философия: учебник для Вузов. Отв. ред. В.Кохановский. Ростов-на-Дону., 1997. Глава 5.
ТЕМА 3. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. | 10 часов. |
Периодизация истории стран Древнего Востока. Общая характеристика экономики стран Древнего Востока. Развитие земледелия. Орудия труда. Способы обработки земли. Сельскохозяйственные культуры. Особенности скотоводства. Развитие ремесел и их особенности. Транспорт.
История Древнего Междуречья. Государства Шумер и Аккад. Особенности политического устройства. Государство Лагаш. Царствование Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи. Ассирийское государство. Ассирия при Ашшурбанапале. Вавилон под властью Халдейской династии. Падение Вавилона.
История Древнего Египта. Особенности политического устройства. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Фараоны Раннего и Древнего царств. Строительство пирамид. Переходный период: причины, результаты. История Среднего царства. Второй переходный период: причины, результаты. История Нового царства. Религиозная реформа Аменхотепа IY. Позднее царство. Вторжение персов. Освобождение Египта Александром Македонским. Династия Птолемеев. Захват Египта арабами (7 век).
И
стория Древней Индии. Протоиндийская цивилизация: Мохенджо-Даро и Хараппа: особенности государственного устройства. Древнеиндийские государства первого тысячелетия до Р.Х. Складывание системы варн (каст) и их особенности. Династия Маурьев. Особенности царской власти. Правление Ашоки. Распад державы Маурьев ( 2 в. до Р.Х.).
История Древнего Китая. Особенности развития государства Шан (Инь). Царство Чжоу и распад страны. Период «Враждующих царств". Империя Цинь: внутренняя и внешняя политика. Цинь Шихуанди. Империя Хань: политика Ван Мана. Распад империи Хань (3 век).
Древневосточные цивилизации: общее и особенное. Источники по истории Древнего Востока. Взгляды историков на особенности древневосточных цивилизаций.
Альбедиль М. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.,1990
Бродский Б. Жизнь в веках. М., 1990
Буровик К. Родословная вещей. М.,1991
Васильев Л. История религий Востока. М.,1988
Виппер Р. История древнего мира. М.,1993
Геродот. История в девяти книгах. М.,1993
Глухов А. Судьбы древних библиотек. М.,1992
Гонейм. Покинутые пирамиды. М.,1959
Древние цивилизации. С.Аверинцев и др. Под общ.ред. Г.Бонгард-Левина. М.,1989
Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М.,1992
Замаровский В. Их величества пирамиды. М.,1986
История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия. Под ред. О.Дрейера. М.,1990
История древнего мира: Упадок древних обществ. Отв.ред.В.Неронова. М.,1989
История Древнего Востока: Материалы по историографии. Под ред. В.Кузищина, А.Вигасина. М.,1991
История и культура Древней Индии: Тексты. Сост. А.Вигасин. М.,1990
История древнего мира. Под ред. И.Дьяконова и др. М.,1989
История начинается с Востока. - журнал «Преподавание истории в школе». № 2, 1998
Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М.,1991
Косидовский З. Когда Солнце было Богом. М.,1991
Крамер С. История начинается в Шумере. М.,1991
Керам К. Боги, гробницы, ученые. Разные издания.
Малявин В. Конфуций. М.,1992
Массон В. Первые цивилизации. Л.,1989
Матье М. Искусство древнего Египта. Л.,1961
Ментэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена фараонов. М.,1989
Мифологический словарь. М.,1991
Немировский А. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994
Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. М.,1990
Редер Д., Черкасова Е. История древнего мира. Часть 1. М.,1970
Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994
Хачатурян В. История мировых цивилизаций. М.,1996
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.,1997
Хрестоматия по истории Древнего Востока. 2 части. М.,1980
Хук С. Мифология Древнего Востока. М.,1991
Целлар К. Архитектура страны фараонов. М.,1990
Шилюк Н. Древний Восток. Часть 1. Свердловск, 1991
Черняк В. Семь чудес и другие. М.,1990
ТЕМА 4. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА. | 6 часов. |
История Древней Греции. Термин «античный». Периодизация истории Древней Греции. Природа Греции. Археологические источники по истории Древней Греции. Особенности развития экономики Древней Греции.
Крито-микенский период. Дорийское завоевание Греции. Древнегреческие полисы. Афины и Спарта. Афинская демократия. Греко-персидские войны. Эллинский мир после греко-персидских войн. Правление Перикла: «Золотой век» афинской демократии.
Материальная культура древнегреческих полисов в 5 веке до Р.Х.: особенности градостроительства; особенности ремесел: кузнечного, ткацкого, гончарного, монетного дела, военной техники и других. Развитие земледелия и скотоводства.
Особенности античного рабства: источники, занятия и положение рабов.
Древняя Греция в 4 веке до Р.Х. Кризис древнегреческих полисов. Земельные отношения. Появление воинов-наемников, их роль в политической жизни греческого полиса.
Власть Македонии в Греции. Политика Филиппа II. Деятельность Александра Македонского. Персидский поход Александра Македонского. Период эллинизма. Римское и парфянское завоевание эллинистических государств.
История Древнего Рима. Периодизация истории Древнего Рима. Природа и население древней Италии. Возникновение Рима. Этруски. Патриции и плебеи. Царский период. Борьба патрициев и плебеев. Образование римской республики, ее государственное устройство. Завоевание Римом Италии. История Поздней Республики.
Пунические войны. Гражданские войны и гибель Республики. Гай Юлий Цезарь: личность и политика.
Особенности развития экономики Древнего Рима. Земледелие. Аграрные реформы. Орудия труда и их усовершенствование. Скотоводство.
Развитие ремесел: горнодобывающего, металлообрабатывающего, монетного дела, гончарного, строительного. Благоустройство городов: водопровод, канализация, акведуки, термы, амфитеатры, инсулы. Дорожное строительство древних римлян, его особенности. Водный транспорт. Морская торговля.
Начало Империи (1 век до Р.Х.). Октавиан Август. Возникновение христианства. Христианская церковь в первые века своего существования. Правление династии Антонинов. Траян. Марк Аврелий. Поздняя Империя. Правление Диоклетиана и Константина.
Великое переселение народов. Падение Рима (410 г.). Падение Западной Римской империи (476 г.).
Источники по истории Древней Греции и Древнего Рима. Взгляды историков на проблемы развития античной цивилизации.
Агбунов М. Античная география Северного Причерноморья. М.,1992
Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991
Блавадский В. Природа и античное общество. М.,1976
Борухович В. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов. 1993
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М.,1990
Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996
Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М.,1988
Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Под ред. А.Доватура. М.,1992
Гаспаров М. Занимательная Греция. М.,1996
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М.,1994
Грималь П. Цицерон. М.,1991
Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.,1989
Древняя Греция. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М.,1997
Древний Рим. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М.,1997
Древний Рим. Под ред. С.Утченко. М.,1950
Дуров В. Юлий Цезарь: Человек и писатель. Л.,1991
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М.,1991
Ильинская Л. Легенды и археология. М.,1988
Историки античности. 2 тома. М.,1989
История древнего мира. Часть 2. Греция и Рим. Под ред. А.Бокщанина. М.,1993
История древнего мира: расцвет древних обществ. М.,1989
Киабе Г. Древний Рим: история и современность. М.,1986
Колпинский. Великое наследие античной Эллады. М.,1977
Кравчук А. Троянская война. М.,1991
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990
Левек П. Эллинистический мир. М.,1989
Ливий Тит. История Рима от основания города. 3 тома. М.,1989
Мифы народов мира. 2 тома. М.,1988
Немировский А. Нить Ариадны. (из истории классической археологии). Воронеж.,1989
Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. История древнего мира. Греция и Рим. 2 тома. М., 1996
Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. Цивилизация. Факты. События. Современные концепции. М.,1999
Пио О. Из жизни римских императриц. 2 тома. М.,1991
Плутарх. Избранные жизнеописания. 2 тома. М.,1990
Пронин В. Катулл. М.,1993
Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М.,1990
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М.,1991
Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989
Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей. М.,1990
Словарь античности. М.,1989
Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. М.,1995
Тахо-Годи А. Греческая мифология. М.,1989
Уколова В. Античное наследие и культура раннего средневековья: конец 5-сер. 7 вв. М.,1989
Федорова Е. Люди императорского Рима. М.,1990
Хачатурян В. История мировых цивилизаций. М.,1996
Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. М.,1992
Художественная культура и археология античного мира. М.,1976
Шифман И. Александр Македонский. М.,1971
ТЕМА 5. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН МИРА ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. | 8 часов. |
Термин «средние века». Периодизация истории средних веков: разные точки зрения. Отличительные черты феодализма. Понятия «феод», «лен». Феодальная иерархия в средние века («феодальная лестница»). Сеньоры и вассалы. Повинности вассалов. Клятва взаимной верности.
Феодальная рента. Повинности крестьян. Экономическое и внеэкономическое принуждение крестьян. Барщина, натуральный и денежный оброк.
Общие черты и отличия экономического развития стран мира в ранний и поздний периоды средневековья.
Франкское королевство. «Салическая правда».
История Франции. Франция в 11-13 веках. Реформы 13 века. Складывание сословной монархии в 14 веке. Столетняя война с Англией. Жанна д,Арк. Укрепление королевской власти в 15 веке. Складывание абсолютной монархии в 15-16 веках. Реформационное движение. Гражданские войны 16 века. Правление короля Людовика XIII. Укрепление абсолютизма. Эпоха Возрождения во Франции.
История Англии. Англосаксонские королевства в Британии в 6-7 веках. Создание государства. Королевская власть. Образование единого государства - Англии (9 век). Датское владычество в Англии. Процессы феодализации. Нормандское завоевание Англии. Вильгельм I Завоеватель - герцог Нормандии - король Англии. Значение нормандского завоевания. Судебная и военная реформы Генриха II. Усиление королевской власти и централизация государства. Политическое развитие Англии в 13 веке. Принятие Великой хартии вольностей (1215 г.). Английский парламент в 13-14 веках. Возникновение сословной монархии. Феодальные войны в 15 веке. Абсолютная монархия Тюдоров в 16 веке. Аграрный переворот в деревне. Реформация в Англии. Колониальная политика Тюдоров. Эпоха Возрождения в Англии.
История Германии. Создание единого германского раннефеодального государства в 10-11 веках. Завоевательные походы немецких рыцарей в 12 веке против славянских народов и в 13 веке - против прибалтийских народов. Оформление системы территориальных княжеств в Германии. Политическая раздробленность страны в 13 веке. Германские княжества в 14-15 веках. Гуманизм в Германии. Немецкая Реформация и ее раскол. Великая Крестьянская война в 16 веке.
Особенности развития экономики европейских стран в период средневековья. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Торговля. Средневековые замки. Средневековый город: планировка, благоустройство, цеховая организация ремесла. Торговые гильдии. Изобретения периода средневековья и использование их в хозяйстве. Начало складывания мануфактур. Пути их образования.
Сословия средневекового общества. Роль церкви в жизни общества. Католицизм и православие. Абсолютные монархии средневековья. Колониальная политика европейских стран. Великие географические открытия.
Средневековая цивилизация: особенности развития, характерные черты. От средневековья к новому времени.
Источники по истории средних веков. Взгляды историков на проблемы развития средневековой цивилизации.
Барг М. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.,1987
Басовская Н. Столетняя война (1337-1453). М.,1985
Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIY. М.,1991
Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. М.,1995
Васильев А. История средних веков. М.,1993
Виппер Р. Краткий учебник истории средних веков. 2 части. М.,1993
Виргинский В. Очерк истории науки и техники 16-19 веков. М.,1984
Грановский Т. Лекции по истории средневековья. М.,1986
Гуляев В. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. М.,1991
Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990
Даркевич В. Народная культура средневековья. М.,1988
Даркевич В. Аргонавты средневековья. М.,1976
Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М.,1977
Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М.,1980
Иванов К. Многоликое средневековье. М.,1996
История Европы: Средневековая Европа. Том 2. М.,1992
История Европы: От средневековья к новому времени (кон.15-1 пол.17 века). Том 3. М.,1993
История средних веков. 2 тома. Под общ. Ред. С.Сказкина. М.,1976
История средних веков. 2 тома. Под ред. З.Удальцовой, С.Карпова. М.,1990
Корона и эшафот. Исторические очерки. М.,1991
Ковальский Я. Папы и папство. М.,1991
Левицкий Я. Город и феодализм в Англии. М.,1987
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992
Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999
Оссовская. Рыцарь и буржуа. М.,1987
Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.,1990
Ранцов В. Всемогущий кардинал: Жизнеописание кардинала Ришелье. Л.,1991
Самаркин В. Историческая география Западной Европы в средние века. М.,1976
Сванидзе А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М.,1985
Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989
Сказкин С. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.,1981
Смирнов С. Задачник по истории средних веков. М.,1995
Техника в ее историческом развитии. М.,1979
Трушина Г. Города в феодальном обществе Южной Франции. М.,1985
Уколова В. Античное наследие и культура раннего средневековья: конец 5- сер.7 века. М.,1989
Федоров-Давыдов Г. Монеты рассказывают. М.,1990
Хачатурян Н. Сословная монархия во Франции 13-15 веков. М.,1989
Хейзинга И. Осень средневековья. М.,1988
Чуковский М. Итальянское Возрождение. Л.,1990
Штокмар В. История Англии в средние века. Л.,1973
Ястребицкая А. Европейский город. М.,1993
ТЕМА 6. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН МИРА В НОВОЕ ВРЕМЯ. | 16 часов. |
Хронологические рамки нового времени: различные точки зрения. Великие географические открытия и их последствия для европейских стран и других стран мира. Колониальные империи: возникновение и особенности развития.
Экономическое развитие стран Европы в новое время: земледелие. Скотоводство. Ремесло. Новые механизмы и приспособления в сельском хозяйстве и промышленности. Развитие научных знаний.
Промышленный переворот (кон.18-кон.19 в.) и его значение в истории. Хронологические рамки промышленного переворота в разных странах, его особенности. Изобретение и применение первых станков и машин. Изобретение парового двигателя. Новые источники энергии в 19 веке. Появление парового судоходства, железнодорожного транспорта, воздухоплавания, автомобилестроения. Строительная техника и благоустройство городов.
Нидерландская революция (16 в.). Утверждение абсолютизма.
История Англии. Революция 17 века. Развитие буржуазных отношений. Оливер Кромвель. Гражданская война. Реставрация Стюартов. Принятие «Билля о правах». Экономические кризисы. Реформа избирательной системы (1832). Завершение промышленного переворота в Англии. Англия – «мастерская мира». Парламентская реформа (1867). Колониальная политика на рубеже 19-20 веков. Внутренняя и внешняя политика в начале 20 века.
История Франции. Абсолютная монархия во Франции в 17 - 1 пол. 18 века. Экономические предпосылки революции. Французские просветители. Начало революции (1789 г.). Ликвидация абсолютной монархии. «Декларация прав человека и гражданина». Конституция 1791 г. М.Робеспьер. Ж.П.Марат. Ж.Дантон. Провозглашение республики. Якобинская диктатура. Конец революции (1794).
Новая Конституция (1795). Директория. Наполеон Бонапарт. Военные походы Бонапарта. Государственный переворот 18 брюмера (1799). Империя Наполеона I: внутренняя и внешняя политика. Война с Россией. Разгром Наполеона. Венский конгресс. Раздел Европы. Создание Священного Союза. Вторая реставрация монархии во Франции. Революция 1830 г. и 1848 г. Принятие Конституции. Государственный переворот и установление Второй империи (1852). Внутренняя и внешняя политика конца 19 века. Завершение промышленного переворота.
История Германии. Политическое развитие Германии в 17-18 веках. Предпосылки революции в Германии. Революция 1848 года, ее итоги. Усиление Пруссии. Подготовка объединения Германии. Отто фон Бисмарк. Образование Северогерманского союза (1866). Франко-прусская война и завершение объединения Германии (1871). Завершение промышленного переворота в Германии. Колониальная политика. Подготовка к мировой войне.
История США. Английские колонии в Америке. Борьба за независимость. Дж.Вашингтон. Декларация независимости (1776). Т.Джефферсон. Образование США. Война с Англией. Принятие Конституции (1787). Экономическое и политическое развитие США на рубеже 18-19 веков. Партийная борьба и политические кризисы. Особенности развития Юга и Севера США: проблемы рабства и попытки их решения. Гражданская война в США между Севером и Югом (1861-1865). А.Линкольн. Отмена рабства. «Реконструкция» Юга (вторая буржуазная революция) и его значение в социально-экономическом развитии страны. Экономический подъем конца 19 века. Завершение промышленного переворота. Монополизация промышленности и банковского дела. Закон Шермана. Создание в США основ гражданского общества. Активная внешняя политика. Колониальные войны.
Западная цивилизация в период нового времени: тенденции развития, национальные особенности.
Особенности социально-экономического развития в последней трети 19 века: прогресс в отраслях тяжелой промышленности, появление новых отраслей и новых форм организации производства. Новые формы производственных объединений. Финансовая олигархия. Раздел мира и борьба за его передел. Социальная структура общества в новое время. Проблемы трудовых отношений. Рабочее и социалистическое движение.
Становление основ гражданского общества: проблемы и тенденции. Концепция «индустриального общества».
Источники по новой истории. Взгляды историков на проблемы развития западной цивилизации в период нового времени.
Артамонов С. Вольтер и его время. М.,1980
Барг М. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991
Бисмарк О. Мысли и размышления. 2 тома. М.,1940-1941.
Борисов Ю. Ш.М.Талейран. М.,1989
Виноградов К. Мировая политика 60-80-х годов 19 века: События и люди. Л.,1991
Виргинский В. Очерки истории науки и техники 16-19 веков. М.,1984
Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М.,1989
Гордон А. Падение жирондистов. М.,1988
Историография истории нового времени Европы и Америки. М.,1990
История Европы: От средневековья к новому времени (конец 15-1 пол. 17 в.). Том 3. М.,1993
История Европы: Европа нового времени (17-18 века). Том 4. М.,1994
История Франции. 2 тома. М.,1972-1973
Кан А. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М.,1980
Карлейль Т. Французская революция. История. М.,1991
Копсокин Е. Государство и народ: От Фронды до Великой французской революции. М.,1989
Костыркин М. История нового времени стран Европы и Америки. Курск, 1996
Кудрявцев П. Лекции. Сочинения. М.,1991
Манфред А. Великая французская революция 18 века. М.,1983
Манфред А. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978
Монархи Европы: Судьбы династий. М.,1996
Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999
Ришелье. О.Кромвель. Наполеон I. Князь Бисмарк. Биографические очерки. М.,1994
Ревуненков В. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789-1799. Л.,1989
Сабо. Революция машин. Будапешт, 1979
Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции 17-18 вв. М.,1990
Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки. 1640-1870.М.,1990
Сен-Симон А. Мемуары. М.,1991
Смирнов С. История науки как основа курса новой истории. - журнал «Преподавание истории в школе», № 5, 1995
Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца 20 века. М.,1995
Тарле Е. Наполеон. М.,1991
Трояновский М. США: У истоков двухпартийной системы. М.,1989
Трухановский В. Уинстон Черчилль. Политическая биография. М.,1968
Хрестоматия по новой истории. Второй период. М.,1993
Шедивы. Метттерних против Наполеона. М., 1991
ТЕМА 7. | ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА В 20 ВЕКЕ. | 16 часов. |
Проблемы периодизации новейшей истории: разные точки зрения.
Обострение межимпериалистических противоречий и борьба за передел мира в начале 20 века. Создание Тройственного союза и Антанты. Причины и повод к первой мировой войне (1914). Основные боевые действия и события (1914-1918 годы). Окончание войны. Послевоенное урегулирование мира. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события в Европе (1818-1823 гг.) Образование независимых государств в Европе, Азии, Африке. Революции в Европе (Германия, Австрия, Финляндия, Словакия). Подъем рабочего движения. Социал-демократы и коммунисты.
Экономическое и политическое развитие крупнейших стран мира в 20-30-е годы.
Германия. Экономический кризис и его особенности. Адольф Гитлер: путь к власти. Внутренняя и внешняя политика Германии после прихода Гитлера к власти. Подготовка к мировой войне.
Италия. «Поход на Рим» и захват власти фашистами. Бенито Муссолини. Внутренняя и внешняя политика в 30-е годы.
США. Экономический кризис и его особенности. Администрация Гувера. Попытки выхода из кризиса. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта. Социальные реформы.
Франция. Особенности экономического кризиса. Попытки взятия власти фашистами. Народный фронт и его политика. Экономический и политический кризис в 30-е годы.
Установление в 1920-1930-е годы авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы. Их общие черты и национальные особенности.
Характеристика экономического развития крупнейших стран мира в предвоенные годы. «Общая теория» Дж.М.Кейнса. Государственное регулирование и его формы.
Международные отношения в конце 1930-х годов. Крушение Версальско-Вашингтонской системы. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Раздел Чехословакии. Переговоры в Москве (1939). Пакт о ненападении между СССР и Германией и секретные договоры к нему (1939). Раздел сфер влияния в Европе между Германией и СССР. Предпосылки начала второй мировой войны.
Вторая мировая война (1939 - 1945): причины, основные страны-участники, ход военных действий. Антифашистская коалиция. Геноцид. Движение Сопротивления. Конференции глав союзных держав (1943,1945). Капитуляция Германии.
Создание ООН. Послевоенное устройство мира. Военные действия союзников против Японии. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны (2 сентября 1945 г.) и ее итоги.
Изменения в Европе и мире после окончания второй мировой войны. Оккупация Германии. Утверждение коммунистических режимов в ряде стран Восточной Европы и Азии. Образование НАТО. Блоковая политика сверхдержав. Образование СЭВ. Холодная война и гонка вооружений.
Кризис индустриального общества. Научно-техническая и технологическая революции. Основные направления социально-экономической политики развитых стран Запада: неолиберализм, социал-реформизм, неоконсерватизм. Проблема выбора путей развития в странах Европы и США: традиционализм и модернизация. Социальные и экологические последствия научно-технической революции. Государственное регулирование экономики. Становление информационного общества в развитых странах.
Противоборство двух общественных систем: демократия и авторитаризм. Начало кризиса и падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 1980-начале 1990-х годов. Изменение геополитической ситуации в Европе.
Проблемы разрядки международной напряженности в 1990-е годы. Глобальные проблемы человечества в 1990-е годы. Развитие общеевропейского процесса. Осуществление идеи объединенной Европы. Интеграция и дезинтеграция в мировом развитии. Глобализация экономических и культурных процессов в мире.
Многообразие и единство мира, взаимосвязь стран и народов. Выбор путей и моделей развития в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Мировое сообщество на рубеже веков.
Источники по новейшей истории. Взгляды историков на проблемы развития стран мира в новейшее время.
Актуальные проблемы новейшей истории. Под общей ред. Г.Севостьянва. М.,1991
Арзаканян М. Де Голль и голлисты на пути к власти. М.,1990
Бланк А., Хавкин Б. Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса. М.,1990
Борисов А. Уроки второго фронта, или Могла ли Европа разделить судьбу Хиросимы и Нагасаки? М.,1989
Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта (Чан Кайши). М.,1989
Вторая мировая война в воспоминаниях У.Черчилля, Ш. Де Голля, К.Хэлла, У.Леги, Д.Эйзенхауэра. М.,1990
Галкин А. Германский фашизм. М.,1989
Горовиц Д.,Кольер П. Клан Кеннеди: Американская драма. М.,1988
Даллес А. Искусство разведки. М.,1991
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 23 августа 1939 года. Секретный дополнительный протокол к нему. - Журнал «Вопросы истории», № 1, 1993
Ефимов И. Кто убил президента Кеннеди? Документально-историческое исследование. М,1991
Жискар д,Эстен В. Власть и жизнь. М.,1990
История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945. Под ред. Языкова Е.М., 1989
Китай: история в лицах и событиях. Под общ. Ред. С.Тихвинского. М.,1991
Кошкин А. Крах стратегии «спелой хурмы»: Военная политика Японии в отношении СССР. 1931-1945. М.,1989
Кравченко Л. Кто есть кто в мировой политике. М.,1990
Кузнецов Л. Стопроцентный американец: Исторический портрет генерала Макартура. М.,1990
Накануне. 1931-1939: Как мир был ввергнут в войну: Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М.,1991
Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917-1945. Под ред. В.Фураева. М., 1989
Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999
Ночевкина Л. Страны мира: экономическое положение и перспективы роста. - журнал «Обществознание в школе». № 2, 1997
Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. 8 томов. М.,1990
От «Барбароссы» до «Терминала»: взгляд с Запада. М.,1988
От Мюнхена до Токийского залива. М.,1992
Парламенты мира. М.,1991
Политические портреты. Сост. Н.Маслова. М.,1991
Согрин В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца 20 века. М.,1999
Тоталитаризм в Европе 20 века. Из истории идеологий, режимов и их преодоления. Рук. авт.коллектива Я.Драбкин, Н.Комолова. М.,1996
Тумасова О. О преподавании общественных дисциплин по новым стандартам в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. Журнал «Вести» Министерства культуры РФ. № 7, 1999 г., стр. 19-31.
Хастингс М. Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт. М.,1989
Шелленберг Б. Лабиринт: Мемуары гитлеровского разведчика. М.,1991
Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха. 2 тома. М.,1991
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основными видами занятий по всеобщей истории являются лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия по заранее выбранным студентами вопросам, практические занятия (работа с историческими документами, их анализ; работа с выдержками из исторических текстов, их анализ); контрольные занятия (рубежный контроль, ответы на вопросы-тесты, проблемные вопросы), написание докладов и рефератов студентами по разработанным преподавателем темам и заслушивание их на занятиях.
Основными учебными материалами, используемыми на уроке, являются: лекции преподавателя, литература по темам (прилагается к каждой теме), исторические карты и схемы; методические материалы преподавателя (для организации самостоятельной работы студентов на уроке); тематика докладов и рефератов; иллюстративный материал из альбомов и книг по истории по отдельным темам курса. Кроме того, можно использовать стенды в кабинете истории (тематически оформленные).
Примерные вопросы, предлагаемые студентам на семинарских, практических и контрольных занятиях (разного уровня сложности):
- Что такое история как наука? Наше отношение к истории
- Периоды и хронологические рамки всеобщей истории. Разные точки зрения по данному вопросу.
- Что изучают отрасли истории и специальные исторические науки?
- Проанализируйте высказывание Цицерона: «История - это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего».
- Проанализируйте высказывание немецкого философа Гегеля: «История учит лишь тому, что ничему не учит».
- Проанализируйте высказывание американского философа Д.Сантаяны: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение».
- Проанализируйте высказывания русского историка В.Ключевского: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»; «Историк - наблюдатель, а не следователь».
- Что такое «календарь»? Когда, почему и где появились первые календарные системы?
- Выписать политические эры: а) от основания Рима; б) Диоклетиана; в) хиджра; г) Олимпийская; д) буддистская; е) Октавиана Августа; ж) мусульманская; з) от Рождества Христова; и) Кали; к) от сотворения мира.
- Выписать особенности юлианского календаря: а) в году - 360 дней; б) Новый год - 1 января; в) в месяцах - по 30 дней; г) начало года - 1 марта; д) в году - 365 дней; е) дополнительный день - 24 февраля; ж) дополнительный день - в конце года; з) в месяцах - по 30 и 31 дню; и) названия месяцев - порядковые числительные.
- Почему фараоны Древнего царства строили пирамиды? Почему фараоны Раннего и Позднего царств пирамиды не строили?
- С какой целью строились зиккураты в Древнем Междуречье?
- Почему египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а зиккураты вообще не сохранились?
- Какой город был столицей Египта в период Раннего и Древнего царств: а) Гераклеополь; б) Фивы; в) Мемфис; г) Ахетатон.
- Каковы причины смуты и распада Древнего Египта в конце Древнего царства: а) религиозная реформа; б) нашествие гиксосов; в) строительство пирамид; г) упадок экономики.
- Каковы основные направления и особенности религиозной реформы, проведенной Эхнатоном в период Нового царства: а) переход от монотеизма к политеизму; б) введение культа бога Атона; в) борьба фараона со жрецами за политическое господство в стране; г) переход от политеизма к монотеизму; д) борьба фараона со жрецами бога Амона; е) поддержка жрецами политики фараона; ж) необходимость объединения Египта перед нашествием персов; з) фараон становится верховным жрецом бога Атона; и) фараон становится верховным жрецом бога Амона.
- Какие изобретения и научные открытия впервые сделали древние индийцы?
- Отметить памятники архитектуры Древнего Рима: Парфенон, Пантеон, зиккурат, пирамида Хеопса, термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев, Аппиева дорога, «клоака Максима», Колизей, собор Святого Петра, храм Покрова на Нерли. Из чего они были построены? Особенности строительной техники.
- Отметить особенности древнеримского ремесла: строительство амфитеатров на склонах холмов, стеклодувное ремесло, чеканка монет, преимущественно культовое строительство, изготовление золоченых стеклянных изделий, строительство инсул, преимущественно гражданское строительство, изготовление фарфоровых изделий, строительство многоэтажных жилых домов, шелкоткачество, строительство катакомб, строительство акведуков и виадуков
- Как характеризовали историки 17-18 веков период средневековья: период расцвета, период глубокого культурного упадка; так же, как период античности.
- Какие формы зависимости крестьян от феодалов были в период средневековья: крепостное право, экономическое принуждение, личная зависимость, внеэкономическое принуждение.
- Какие положения относятся к категории вассальных отношений: клятва взаимной верности; обязательства только вассала в отношении своего сеньора; выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора; военная служба; подчинение решению королевского суда; денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях; подчинение решению суда равных; денежная помощь вассалу со стороны сеньора; защита сеньором своего вассала от посягательств других феодалов.
- Какие слои населения в средние века составляли феодальную иерархию (»феодальную лестницу»): рыцари, епископы, герцоги, пролетариат, крестьяне, рабы, бюргеры, король, бароны, графы, буржуазия, ремесленники, аббаты монастырей?
- Каковы главные результаты борьбы городов в «коммунальном движении»: создание городского совета во главе с бургомистром, феодальное закрепощение горожан, создание городского совета во главе с мэром, личное освобождение горожан от крепостной зависимости?
- Что такое феод? На каких условиях он давался феодалу?
- Когда и почему начали возрождаться города в период средневековья?
- Объясните средневековые пословицы: «Вассал моего вассала - не мой вассал»; «Городской воздух делает свободным».
- Объясните следующее высказывание, принадлежащее католической церкви: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные - для спасения богатых».
- Какое событие принято считать началом Английской революции: созыв парламента в ноябре 1640 года; провозглашение республики; начало гражданской войны между королем и парламентом?
- Какие последствия имела аграрная революция: упадок сельского хозяйства; усиление феодальной зависимости крестьян; появление большого количества свободных рабочих рук; использование в сельском хозяйстве наемных рабочих; земля сосредотачивается в руках крупных земельных собственников; постепенное исчезновение крестьянства как особой социальной группы.
- Какие условия для осуществления промышленной революции складываются в Англии к середине 18 века: создание крупных купеческих компаний; натуральное хозяйство; наличие свободной рабочей силы; наличие капитала; усиление феодальной зависимости и бегство крестьян в города; наличие рынка сбыта товаров; рыночное хозяйство.
- В результате войны за независимость в Северной Америке: к власти пришла крупная земельная аристократия; индейцы получили равные права с выходцами из Европы; был решен аграрный вопрос; образовалось независимое государство - США; были введены налоги в пользу английской короны.
- Отметить итоги Гражданской войны в США: усиление роли республиканской партии; ликвидация рабства; укрепление основ плантационного хозяйства; закрепление ведущей роли Севера в политической и экономической жизни страны; развитие сельского хозяйства по фермерскому пути.
- В чем причины раздела мира к концу 19 века и начала борьбы за передел мира в начале 20 века?
- К середине 19 века первое место в мире по уровню экономического развития занимала Англия, а третье место - США. К концу 19 века они поменялись местами. Почему так произошло?
- В чем заключалась неравномерность развития основных европейских стран и США на рубеже 19-20 веков?
- Определите и отразите на схеме логическую последовательность и связи факторов, которые привели к возникновению монополий: а) обострение конкурентной борьбы; б) внедрение новой техники в первую очередь на крупных предприятиях; в) образование монополий; г) ускорение концентрации производства; д) скачок в развитии производительных сил.
- Какие из определений характеризуют новые формы производства в начале 20 века: поточное, ручное, эффективное, творческое, нерентабельное, непрерывное, высококачественное, автоматизированное, компьютеризированное, массовое, кустарное, дешевое, стандартизированное, конвейерное, дорогое, машинное. Ответы аргументировать.
- Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?
- Отметить решения, принятые на Ялтинской и Потсдамской конференциях: создание ООН; решение о вступлении СССР в войну с Японией; решение о суде над главными военными преступниками; определение новых европейских границ; решение судьбы колоний европейских держав и США; демилитаризация и денацификация Германии; разделение Германии на зоны оккупации; открытие второго фронта; сохранение Германии как единого государства; решение судьбы Польши и Югославии; назначение новых правительств побежденных стран.
- Современные международные отношения: особенности, проблемы и противоречия.