Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Всеобщая история (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.



Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» О.М.Тумасова
Рецензенты   –   старший преподаватель Государственного музыкального училища имени Гнесиных, заслуженный учитель школы Российской Федерации Л.Д.Устиновская
 –   профессор кафедры истории цивилизации, физической культуры и спорта Российской Государственной Академии физической культуры, кандидат исторических наук В.К.Лагуткин


Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и среднего образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Данная программа предполагает изучение курса «Всеобщая история« на 1 курсе (1 и 2-й семестры), по 2 часа в неделю. Всего – 72 часа. Программа предназначена для студентов, имеющих 9 и 10-классное образование основной школы.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Формирование у студентов научного мировоззрения.

Возрождение у студентов интереса к общечеловеческим, общероссийским ценностям, формирование у них национального самосознания.

Развитие творческого мышления студентов, обучение их методам работы с исторической научной, справочной и учебной литературой.

Формирование личности студентов на основе углубления, обобщения и систематизации знаний по всеобщей истории.

Развитие умений и способностей студентов осваивать историческую информацию.

Обучение студентов формированию собственного мнения по ключевым вопросам всеобщей истории, умению его отстаивать.


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Содержательной особенностью программы является ее историко-культурная направленность, адаптация проблем курса всеобщей истории для работы со студентами разного уровня школьной подготовки. Это связано с тем, что в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных учатся студенты, приехавшие со всей России и из других стран. Часть из них имеет гимназическое образование, часть обучалась по программам средней школы, часть не изучали историю в связи с отсутствием учителей и данного предмета в школах.

Программа, наряду с общими сведениями по всеобщей истории, предусматривает изучение тем, дающих более высокий проблемно-теоретический уровень ранее изученного. Студентам не навязывается единственно правильная точка зрения. У них есть возможность выработать собственное мнение, реализовать свое право на свободный выбор взглядов и убеждений. Программа дает возможность студентам получить фундаментальные научные знания.

Количество часов, отводимое на ту или иную тему, является примерным. Преподаватель, работающий по этой программе, имеет право увеличивать или уменьшать количество часов на тему, не выходя за рамки общего бюджета времени, выделяемого на курс «Всеобщая история».

К каждой теме дается подробный список литературы, который включает литературу учебную (учебники и учебные пособия для Вузов и средних профессиональных учебных заведений), научную (монографии и статьи в научных журналах), справочную (энциклопедии, пособия, задачники, сборники контрольных работ) и научно-популярную. Список литературы не является обязательным для всех студентов. Преподавателю целесообразно рекомендовать студентам литературу для докладов или рефератов, конкретно указав разделы или главы учебников и монографий.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ. 2 часа.

Предмет «Всеобщая история». Что такое история и зачем ее нужно изучать. Появление истории и ее формирование как науки. Исторические науки. Всеобщая история и история отдельных стран и народов (отечественная история).

Отрасли истории. Вспомогательные исторические дисциплины: хронология, нумизматика, геральдика, генеалогия, топонимика, палеография, метрология, сфрагистика, фалеристика и другие.

Периодизация всеобщей истории. Характеристика периодов всеобщей истории.

Что мы будем изучать на уроках по «Всеобщей истории».


Литература

Богоявленский В., Митрофанов К. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. - журнал «Преподавание истории в школе». № 3, 1995

Блок М. Апология истории. М.,1973

Введение в специальные исторические дисциплины. Под ред. Т.Гусаровой, С.Дмитриевой, И.Филиппова и др. М.,1990

Всеволодов И. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.,1990

Всемирная история: Учебник для вузов. Под ред. Г.Поляка, А.Марковой. М.,1997

Вяземский Е., Стрелова О. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М.,1999

Губман Б. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М.,1991

Гулыга Г. Искусство истории. М.,1980

Данилевский Н. Россия и Европа. М.,1999

Дьяконов И. Фазы исторического процесса. - журнал «Преподавание истории в школе». № 6. 1997

Из истории мировой цивилизации. Под ред. Ш. Мунчаева. М.,1993

Кобрин В., Леонтьева Г., Шорин П. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.,1986

Короткова М., Студеникин М. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М. 1999

Лакиер А. Русская геральдика. М.,1990

Линденберг К. Обучение истории. М.,1997

Лурье Ф. Российская и мировая история в таблицах. СПб, 1995

Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. М.,1993

Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999

Суслова А., Суперанская А. О русских именах. Л.,1991

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991

Федоров-Давыдов Г. Монеты рассказывают. М.,1990

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991


ТЕМА 1. ХРОНОЛОГИЯ СТРАН МИРА И КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ.
2 часа.

Понятие времени. Что такое хронология. Зарождение хронологии. Появление единиц счета времени: сутки, месяц, год. Появление первых календарей. Лунные, лунно-солнечные, солнечные календари. Эра: история появления термина. Виды эр: астрономические, политические, религиозные. Многообразие эр в истории.

Календари Древнего Египта, Древнего Рима. Реформа древнеримского календаря Юлием Цезарем: причины, особенности календаря. Переход европейских стран на юлианский календарь. Причины реформы юлианского календаря.

Григорианский календарь, его особенности. Переход европейских стран на григорианский календарь.

Восточный календарь, его особенности. Десяти- и двенадцатикратная системы счета времени в восточном календаре.

Древнерусская система счета времени. Понятие «лето». Первые хронологические статьи на Руси. Особенности древнерусского календаря. Месяцы древнерусского календаря. Реформа календаря Петром Великим. Декрет о переходе на григорианский календарь в Советской России (1918).

Необходимость хронологии в изучении истории.


ЛИТЕРАТУРА

Бикерман Э. Хронология древнего мира. М.,1976

Бородкин О. Человек и время (Возникновение современной хронологии). – Серия «История» общества «Знание». № 3,1991

Каменцева Е. Хронология. М.,1967

Кордюкова С. Единицы, нужные всем. М.,1972

Моисеева В. Время в нас и время вне нас. М.,1991

Миронов В. Двенадцать месяцев года. М.,1991

Селешников С. История календаря и хронология. М.,1977

Цыбульский В. Календари и хронология стран мира. М.,1982

Шур Я. Рассказы о календаре. М.,1968


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. 4 часа.

Проблема антропосоциогенеза в современной исторической науке. Теории происхождения человека.

Периодизация истории первобытного общества. Первобытное стадо. Человек умелый. Виды его деятельности. Орудия труда. Формы общения между людьми. Присваивающий тип хозяйства. Ледниковый период. Новые орудия труда и виды деятельности. Начало использования огня. Появление человека разумного. Возникновение речи, мышления. Коллективы первобытных людей: родовая и соседская общины, племя. Складывание рас.

Появление и развитие скотоводства, земледелия и ремесла. Разделение труда, обмен продуктами труда. Производящий тип хозяйства.


ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В., Першиц А. История первобытного общества М.,1990

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.,1990

Кларк Г. Доисторическая Европа. М.,1953

Ларичев В. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.,1990

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994

Мирошниченко Н. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф.Шаталова. - Журнал «Преподавание истории в школе», № 4, 1990., стр. 76

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Под ред. Е.Смирницкой. М.,1995

Редер Д., Черкасова Е. История древнего мира. Часть 1. М.,1970

Семенов Ю. На заре человеческой истории. М.,1989

Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989

Токарев С. Ранние формы религии. М.,1990

Хлопин И. А что было до потопа? Исторические корни древнейших мифов человечества. Л.,1990

Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994

Философия: учебник для Вузов. Отв. ред. В.Кохановский. Ростов-на-Дону., 1997. Глава 5.


ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
10 часов.

Периодизация истории стран Древнего Востока. Общая характеристика экономики стран Древнего Востока. Развитие земледелия. Орудия труда. Способы обработки земли. Сельскохозяйственные культуры. Особенности скотоводства. Развитие ремесел и их особенности. Транспорт.

История Древнего Междуречья. Государства Шумер и Аккад. Особенности политического устройства. Государство Лагаш. Царствование Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи. Ассирийское государство. Ассирия при Ашшурбанапале. Вавилон под властью Халдейской династии. Падение Вавилона.

История Древнего Египта. Особенности политического устройства. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Фараоны Раннего и Древнего царств. Строительство пирамид. Переходный период: причины, результаты. История Среднего царства. Второй переходный период: причины, результаты. История Нового царства. Религиозная реформа Аменхотепа IY. Позднее царство. Вторжение персов. Освобождение Египта Александром Македонским. Династия Птолемеев. Захват Египта арабами (7 век).

И

стория Древней Индии. Протоиндийская цивилизация: Мохенджо-Даро и Хараппа: особенности государственного устройства. Древнеиндийские государства первого тысячелетия до Р.Х. Складывание системы варн (каст) и их особенности. Династия Маурьев. Особенности царской власти. Правление Ашоки. Распад державы Маурьев ( 2 в. до Р.Х.).

История Древнего Китая. Особенности развития государства Шан (Инь). Царство Чжоу и распад страны. Период «Враждующих царств". Империя Цинь: внутренняя и внешняя политика. Цинь Шихуанди. Империя Хань: политика Ван Мана. Распад империи Хань (3 век).

Древневосточные цивилизации: общее и особенное. Источники по истории Древнего Востока. Взгляды историков на особенности древневосточных цивилизаций.


ЛИТЕРАТУРА

Альбедиль М. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.,1990

Бродский Б. Жизнь в веках. М., 1990

Буровик К. Родословная вещей. М.,1991

Васильев Л. История религий Востока. М.,1988

Виппер Р. История древнего мира. М.,1993

Геродот. История в девяти книгах. М.,1993

Глухов А. Судьбы древних библиотек. М.,1992

Гонейм. Покинутые пирамиды. М.,1959

Древние цивилизации. С.Аверинцев и др. Под общ.ред. Г.Бонгард-Левина. М.,1989

Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М.,1992

Замаровский В. Их величества пирамиды. М.,1986

История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия. Под ред. О.Дрейера. М.,1990

История древнего мира: Упадок древних обществ. Отв.ред.В.Неронова. М.,1989

История Древнего Востока: Материалы по историографии. Под ред. В.Кузищина, А.Вигасина. М.,1991

История и культура Древней Индии: Тексты. Сост. А.Вигасин. М.,1990

История древнего мира. Под ред. И.Дьяконова и др. М.,1989

История начинается с Востока. - журнал «Преподавание истории в школе». № 2, 1998

Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М.,1991

Косидовский З. Когда Солнце было Богом. М.,1991

Крамер С. История начинается в Шумере. М.,1991

Керам К. Боги, гробницы, ученые. Разные издания.

Малявин В. Конфуций. М.,1992

Массон В. Первые цивилизации. Л.,1989

Матье М. Искусство древнего Египта. Л.,1961

Ментэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена фараонов. М.,1989

Мифологический словарь. М.,1991

Немировский А. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. М.,1990

Редер Д., Черкасова Е. История древнего мира. Часть 1. М.,1970

Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994

Хачатурян В. История мировых цивилизаций. М.,1996

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.,1997

Хрестоматия по истории Древнего Востока. 2 части. М.,1980

Хук С. Мифология Древнего Востока. М.,1991

Целлар К. Архитектура страны фараонов. М.,1990

Шилюк Н. Древний Восток. Часть 1. Свердловск, 1991

Черняк В. Семь чудес и другие. М.,1990


ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА.
6 часов.

История Древней Греции. Термин «античный». Периодизация истории Древней Греции. Природа Греции. Археологические источники по истории Древней Греции. Особенности развития экономики Древней Греции.

Крито-микенский период. Дорийское завоевание Греции. Древнегреческие полисы. Афины и Спарта. Афинская демократия. Греко-персидские войны. Эллинский мир после греко-персидских войн. Правление Перикла: «Золотой век» афинской демократии.

Материальная культура древнегреческих полисов в 5 веке до Р.Х.: особенности градостроительства; особенности ремесел: кузнечного, ткацкого, гончарного, монетного дела, военной техники и других. Развитие земледелия и скотоводства.

Особенности античного рабства: источники, занятия и положение рабов.

Древняя Греция в 4 веке до Р.Х. Кризис древнегреческих полисов. Земельные отношения. Появление воинов-наемников, их роль в политической жизни греческого полиса.

Власть Македонии в Греции. Политика Филиппа II. Деятельность Александра Македонского. Персидский поход Александра Македонского. Период эллинизма. Римское и парфянское завоевание эллинистических государств.

История Древнего Рима. Периодизация истории Древнего Рима. Природа и население древней Италии. Возникновение Рима. Этруски. Патриции и плебеи. Царский период. Борьба патрициев и плебеев. Образование римской республики, ее государственное устройство. Завоевание Римом Италии. История Поздней Республики.

Пунические войны. Гражданские войны и гибель Республики. Гай Юлий Цезарь: личность и политика.

Особенности развития экономики Древнего Рима. Земледелие. Аграрные реформы. Орудия труда и их усовершенствование. Скотоводство.

Развитие ремесел: горнодобывающего, металлообрабатывающего, монетного дела, гончарного, строительного. Благоустройство городов: водопровод, канализация, акведуки, термы, амфитеатры, инсулы. Дорожное строительство древних римлян, его особенности. Водный транспорт. Морская торговля.

Начало Империи (1 век до Р.Х.). Октавиан Август. Возникновение христианства. Христианская церковь в первые века своего существования. Правление династии Антонинов. Траян. Марк Аврелий. Поздняя Империя. Правление Диоклетиана и Константина.

Великое переселение народов. Падение Рима (410 г.). Падение Западной Римской империи (476 г.).

Источники по истории Древней Греции и Древнего Рима. Взгляды историков на проблемы развития античной цивилизации.


ЛИТЕРАТУРА

Агбунов М. Античная география Северного Причерноморья. М.,1992

Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991

Блавадский В. Природа и античное общество. М.,1976

Борухович В. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов. 1993

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М.,1990

Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М.,1988

Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Под ред. А.Доватура. М.,1992

Гаспаров М. Занимательная Греция. М.,1996

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М.,1994

Грималь П. Цицерон. М.,1991

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.,1989

Древняя Греция. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М.,1997

Древний Рим. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М.,1997

Древний Рим. Под ред. С.Утченко. М.,1950

Дуров В. Юлий Цезарь: Человек и писатель. Л.,1991

Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М.,1991

Ильинская Л. Легенды и археология. М.,1988

Историки античности. 2 тома. М.,1989

История древнего мира. Часть 2. Греция и Рим. Под ред. А.Бокщанина. М.,1993

История древнего мира: расцвет древних обществ. М.,1989

Киабе Г. Древний Рим: история и современность. М.,1986

Колпинский. Великое наследие античной Эллады. М.,1977

Кравчук А. Троянская война. М.,1991

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990

Левек П. Эллинистический мир. М.,1989

Ливий Тит. История Рима от основания города. 3 тома. М.,1989

Мифы народов мира. 2 тома. М.,1988

Немировский А. Нить Ариадны. (из истории классической археологии). Воронеж.,1989

Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. История древнего мира. Греция и Рим. 2 тома. М., 1996

Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. Цивилизация. Факты. События. Современные концепции. М.,1999

Пио О. Из жизни римских императриц. 2 тома. М.,1991

Плутарх. Избранные жизнеописания. 2 тома. М.,1990

Пронин В. Катулл. М.,1993

Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М.,1990

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М.,1991

Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989

Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей. М.,1990

Словарь античности. М.,1989

Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994

Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. М.,1995

Тахо-Годи А. Греческая мифология. М.,1989

Уколова В. Античное наследие и культура раннего средневековья: конец 5-сер. 7 вв. М.,1989

Федорова Е. Люди императорского Рима. М.,1990

Хачатурян В. История мировых цивилизаций. М.,1996

Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. М.,1992

Художественная культура и археология античного мира. М.,1976

Шифман И. Александр Македонский. М.,1971


ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН МИРА ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
8 часов.

Термин «средние века». Периодизация истории средних веков: разные точки зрения. Отличительные черты феодализма. Понятия «феод», «лен». Феодальная иерархия в средние века («феодальная лестница»). Сеньоры и вассалы. Повинности вассалов. Клятва взаимной верности.

Феодальная рента. Повинности крестьян. Экономическое и внеэкономическое принуждение крестьян. Барщина, натуральный и денежный оброк.

Общие черты и отличия экономического развития стран мира в ранний и поздний периоды средневековья.

Франкское королевство. «Салическая правда».

История Франции. Франция в 11-13 веках. Реформы 13 века. Складывание сословной монархии в 14 веке. Столетняя война с Англией. Жанна д,Арк. Укрепление королевской власти в 15 веке. Складывание абсолютной монархии в 15-16 веках. Реформационное движение. Гражданские войны 16 века. Правление короля Людовика XIII. Укрепление абсолютизма. Эпоха Возрождения во Франции.

История Англии. Англосаксонские королевства в Британии в 6-7 веках. Создание государства. Королевская власть. Образование единого государства - Англии (9 век). Датское владычество в Англии. Процессы феодализации. Нормандское завоевание Англии. Вильгельм I Завоеватель - герцог Нормандии - король Англии. Значение нормандского завоевания. Судебная и военная реформы Генриха II. Усиление королевской власти и централизация государства. Политическое развитие Англии в 13 веке. Принятие Великой хартии вольностей (1215 г.). Английский парламент в 13-14 веках. Возникновение сословной монархии. Феодальные войны в 15 веке. Абсолютная монархия Тюдоров в 16 веке. Аграрный переворот в деревне. Реформация в Англии. Колониальная политика Тюдоров. Эпоха Возрождения в Англии.

История Германии. Создание единого германского раннефеодального государства в 10-11 веках. Завоевательные походы немецких рыцарей в 12 веке против славянских народов и в 13 веке - против прибалтийских народов. Оформление системы территориальных княжеств в Германии. Политическая раздробленность страны в 13 веке. Германские княжества в 14-15 веках. Гуманизм в Германии. Немецкая Реформация и ее раскол. Великая Крестьянская война в 16 веке.

Особенности развития экономики европейских стран в период средневековья. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Торговля. Средневековые замки. Средневековый город: планировка, благоустройство, цеховая организация ремесла. Торговые гильдии. Изобретения периода средневековья и использование их в хозяйстве. Начало складывания мануфактур. Пути их образования.

Сословия средневекового общества. Роль церкви в жизни общества. Католицизм и православие. Абсолютные монархии средневековья. Колониальная политика европейских стран. Великие географические открытия.

Средневековая цивилизация: особенности развития, характерные черты. От средневековья к новому времени.

Источники по истории средних веков. Взгляды историков на проблемы развития средневековой цивилизации.


ЛИТЕРАТУРА

Барг М. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.,1987

Басовская Н. Столетняя война (1337-1453). М.,1985

Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIY. М.,1991

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. М.,1995

Васильев А. История средних веков. М.,1993

Виппер Р. Краткий учебник истории средних веков. 2 части. М.,1993

Виргинский В. Очерк истории науки и техники 16-19 веков. М.,1984

Грановский Т. Лекции по истории средневековья. М.,1986

Гуляев В. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. М.,1991

Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990

Даркевич В. Народная культура средневековья. М.,1988

Даркевич В. Аргонавты средневековья. М.,1976

Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М.,1977

Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М.,1980

Иванов К. Многоликое средневековье. М.,1996

История Европы: Средневековая Европа. Том 2. М.,1992

История Европы: От средневековья к новому времени (кон.15-1 пол.17 века). Том 3. М.,1993

История средних веков. 2 тома. Под общ. Ред. С.Сказкина. М.,1976

История средних веков. 2 тома. Под ред. З.Удальцовой, С.Карпова. М.,1990

Корона и эшафот. Исторические очерки. М.,1991

Ковальский Я. Папы и папство. М.,1991

Левицкий Я. Город и феодализм в Англии. М.,1987

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992

Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999

Оссовская. Рыцарь и буржуа. М.,1987

Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.,1990

Ранцов В. Всемогущий кардинал: Жизнеописание кардинала Ришелье. Л.,1991

Самаркин В. Историческая география Западной Европы в средние века. М.,1976

Сванидзе А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М.,1985

Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989

Сказкин С. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.,1981

Смирнов С. Задачник по истории средних веков. М.,1995

Техника в ее историческом развитии. М.,1979

Трушина Г. Города в феодальном обществе Южной Франции. М.,1985

Уколова В. Античное наследие и культура раннего средневековья: конец 5- сер.7 века. М.,1989

Федоров-Давыдов Г. Монеты рассказывают. М.,1990

Хачатурян Н. Сословная монархия во Франции 13-15 веков. М.,1989

Хейзинга И. Осень средневековья. М.,1988

Чуковский М. Итальянское Возрождение. Л.,1990

Штокмар В. История Англии в средние века. Л.,1973

Ястребицкая А. Европейский город. М.,1993


ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТРАН МИРА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
16 часов.

Хронологические рамки нового времени: различные точки зрения. Великие географические открытия и их последствия для европейских стран и других стран мира. Колониальные империи: возникновение и особенности развития.

Экономическое развитие стран Европы в новое время: земледелие. Скотоводство. Ремесло. Новые механизмы и приспособления в сельском хозяйстве и промышленности. Развитие научных знаний.

Промышленный переворот (кон.18-кон.19 в.) и его значение в истории. Хронологические рамки промышленного переворота в разных странах, его особенности. Изобретение и применение первых станков и машин. Изобретение парового двигателя. Новые источники энергии в 19 веке. Появление парового судоходства, железнодорожного транспорта, воздухоплавания, автомобилестроения. Строительная техника и благоустройство городов.

Нидерландская революция (16 в.). Утверждение абсолютизма.

История Англии. Революция 17 века. Развитие буржуазных отношений. Оливер Кромвель. Гражданская война. Реставрация Стюартов. Принятие «Билля о правах». Экономические кризисы. Реформа избирательной системы (1832). Завершение промышленного переворота в Англии. Англия – «мастерская мира». Парламентская реформа (1867). Колониальная политика на рубеже 19-20 веков. Внутренняя и внешняя политика в начале 20 века.

История Франции. Абсолютная монархия во Франции в 17 - 1 пол. 18 века. Экономические предпосылки революции. Французские просветители. Начало революции (1789 г.). Ликвидация абсолютной монархии. «Декларация прав человека и гражданина». Конституция 1791 г. М.Робеспьер. Ж.П.Марат. Ж.Дантон. Провозглашение республики. Якобинская диктатура. Конец революции (1794).

Новая Конституция (1795). Директория. Наполеон Бонапарт. Военные походы Бонапарта. Государственный переворот 18 брюмера (1799). Империя Наполеона I: внутренняя и внешняя политика. Война с Россией. Разгром Наполеона. Венский конгресс. Раздел Европы. Создание Священного Союза. Вторая реставрация монархии во Франции. Революция 1830 г. и 1848 г. Принятие Конституции. Государственный переворот и установление Второй империи (1852). Внутренняя и внешняя политика конца 19 века. Завершение промышленного переворота.

История Германии. Политическое развитие Германии в 17-18 веках. Предпосылки революции в Германии. Революция 1848 года, ее итоги. Усиление Пруссии. Подготовка объединения Германии. Отто фон Бисмарк. Образование Северогерманского союза (1866). Франко-прусская война и завершение объединения Германии (1871). Завершение промышленного переворота в Германии. Колониальная политика. Подготовка к мировой войне.

История США. Английские колонии в Америке. Борьба за независимость. Дж.Вашингтон. Декларация независимости (1776). Т.Джефферсон. Образование США. Война с Англией. Принятие Конституции (1787). Экономическое и политическое развитие США на рубеже 18-19 веков. Партийная борьба и политические кризисы. Особенности развития Юга и Севера США: проблемы рабства и попытки их решения. Гражданская война в США между Севером и Югом (1861-1865). А.Линкольн. Отмена рабства. «Реконструкция» Юга (вторая буржуазная революция) и его значение в социально-экономическом развитии страны. Экономический подъем конца 19 века. Завершение промышленного переворота. Монополизация промышленности и банковского дела. Закон Шермана. Создание в США основ гражданского общества. Активная внешняя политика. Колониальные войны.

Западная цивилизация в период нового времени: тенденции развития, национальные особенности.

Особенности социально-экономического развития в последней трети 19 века: прогресс в отраслях тяжелой промышленности, появление новых отраслей и новых форм организации производства. Новые формы производственных объединений. Финансовая олигархия. Раздел мира и борьба за его передел. Социальная структура общества в новое время. Проблемы трудовых отношений. Рабочее и социалистическое движение.

Становление основ гражданского общества: проблемы и тенденции. Концепция «индустриального общества».

Источники по новой истории. Взгляды историков на проблемы развития западной цивилизации в период нового времени.


ЛИТЕРАТУРА

Артамонов С. Вольтер и его время. М.,1980

Барг М. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991

Бисмарк О. Мысли и размышления. 2 тома. М.,1940-1941.

Борисов Ю. Ш.М.Талейран. М.,1989

Виноградов К. Мировая политика 60-80-х годов 19 века: События и люди. Л.,1991

Виргинский В. Очерки истории науки и техники 16-19 веков. М.,1984

Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М.,1989

Гордон А. Падение жирондистов. М.,1988

Историография истории нового времени Европы и Америки. М.,1990

История Европы: От средневековья к новому времени (конец 15-1 пол. 17 в.). Том 3. М.,1993

История Европы: Европа нового времени (17-18 века). Том 4. М.,1994

История Франции. 2 тома. М.,1972-1973

Кан А. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М.,1980

Карлейль Т. Французская революция. История. М.,1991

Копсокин Е. Государство и народ: От Фронды до Великой французской революции. М.,1989

Костыркин М. История нового времени стран Европы и Америки. Курск, 1996

Кудрявцев П. Лекции. Сочинения. М.,1991

Манфред А. Великая французская революция 18 века. М.,1983

Манфред А. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978

Монархи Европы: Судьбы династий. М.,1996

Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999

Ришелье. О.Кромвель. Наполеон I. Князь Бисмарк. Биографические очерки. М.,1994

Ревуненков В. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789-1799. Л.,1989

Сабо. Революция машин. Будапешт, 1979

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции 17-18 вв. М.,1990

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки. 1640-1870.М.,1990

Сен-Симон А. Мемуары. М.,1991

Смирнов С. История науки как основа курса новой истории. - журнал «Преподавание истории в школе», № 5, 1995

Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца 20 века. М.,1995

Тарле Е. Наполеон. М.,1991

Трояновский М. США: У истоков двухпартийной системы. М.,1989

Трухановский В. Уинстон Черчилль. Политическая биография. М.,1968

Хрестоматия по новой истории. Второй период. М.,1993

Шедивы. Метттерних против Наполеона. М., 1991


ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА В 20 ВЕКЕ.
16 часов.

Проблемы периодизации новейшей истории: разные точки зрения.

Обострение межимпериалистических противоречий и борьба за передел мира в начале 20 века. Создание Тройственного союза и Антанты. Причины и повод к первой мировой войне (1914). Основные боевые действия и события (1914-1918 годы). Окончание войны. Послевоенное урегулирование мира. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события в Европе (1818-1823 гг.) Образование независимых государств в Европе, Азии, Африке. Революции в Европе (Германия, Австрия, Финляндия, Словакия). Подъем рабочего движения. Социал-демократы и коммунисты.

Экономическое и политическое развитие крупнейших стран мира в 20-30-е годы.

Германия. Экономический кризис и его особенности. Адольф Гитлер: путь к власти. Внутренняя и внешняя политика Германии после прихода Гитлера к власти. Подготовка к мировой войне.

Италия. «Поход на Рим» и захват власти фашистами. Бенито Муссолини. Внутренняя и внешняя политика в 30-е годы.

США. Экономический кризис и его особенности. Администрация Гувера. Попытки выхода из кризиса. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта. Социальные реформы.

Франция. Особенности экономического кризиса. Попытки взятия власти фашистами. Народный фронт и его политика. Экономический и политический кризис в 30-е годы.

Установление в 1920-1930-е годы авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы. Их общие черты и национальные особенности.

Характеристика экономического развития крупнейших стран мира в предвоенные годы. «Общая теория» Дж.М.Кейнса. Государственное регулирование и его формы.

Международные отношения в конце 1930-х годов. Крушение Версальско-Вашингтонской системы. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Раздел Чехословакии. Переговоры в Москве (1939). Пакт о ненападении между СССР и Германией и секретные договоры к нему (1939). Раздел сфер влияния в Европе между Германией и СССР. Предпосылки начала второй мировой войны.

Вторая мировая война (1939 - 1945): причины, основные страны-участники, ход военных действий. Антифашистская коалиция. Геноцид. Движение Сопротивления. Конференции глав союзных держав (1943,1945). Капитуляция Германии.

Создание ООН. Послевоенное устройство мира. Военные действия союзников против Японии. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны (2 сентября 1945 г.) и ее итоги.

Изменения в Европе и мире после окончания второй мировой войны. Оккупация Германии. Утверждение коммунистических режимов в ряде стран Восточной Европы и Азии. Образование НАТО. Блоковая политика сверхдержав. Образование СЭВ. Холодная война и гонка вооружений.

Кризис индустриального общества. Научно-техническая и технологическая революции. Основные направления социально-экономической политики развитых стран Запада: неолиберализм, социал-реформизм, неоконсерватизм. Проблема выбора путей развития в странах Европы и США: традиционализм и модернизация. Социальные и экологические последствия научно-технической революции. Государственное регулирование экономики. Становление информационного общества в развитых странах.

Противоборство двух общественных систем: демократия и авторитаризм. Начало кризиса и падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 1980-начале 1990-х годов. Изменение геополитической ситуации в Европе.

Проблемы разрядки международной напряженности в 1990-е годы. Глобальные проблемы человечества в 1990-е годы. Развитие общеевропейского процесса. Осуществление идеи объединенной Европы. Интеграция и дезинтеграция в мировом развитии. Глобализация экономических и культурных процессов в мире.

Многообразие и единство мира, взаимосвязь стран и народов. Выбор путей и моделей развития в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Мировое сообщество на рубеже веков.

Источники по новейшей истории. Взгляды историков на проблемы развития стран мира в новейшее время.


ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы новейшей истории. Под общей ред. Г.Севостьянва. М.,1991

Арзаканян М. Де Голль и голлисты на пути к власти. М.,1990

Бланк А., Хавкин Б. Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса. М.,1990

Борисов А. Уроки второго фронта, или Могла ли Европа разделить судьбу Хиросимы и Нагасаки? М.,1989

Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта (Чан Кайши). М.,1989

Вторая мировая война в воспоминаниях У.Черчилля, Ш. Де Голля, К.Хэлла, У.Леги, Д.Эйзенхауэра. М.,1990

Галкин А. Германский фашизм. М.,1989

Горовиц Д.,Кольер П. Клан Кеннеди: Американская драма. М.,1988

Даллес А. Искусство разведки. М.,1991

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 23 августа 1939 года. Секретный дополнительный протокол к нему. - Журнал «Вопросы истории», № 1, 1993

Ефимов И. Кто убил президента Кеннеди? Документально-историческое исследование. М,1991

Жискар д,Эстен В. Власть и жизнь. М.,1990

История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945. Под ред. Языкова Е.М., 1989

Китай: история в лицах и событиях. Под общ. Ред. С.Тихвинского. М.,1991

Кошкин А. Крах стратегии «спелой хурмы»: Военная политика Японии в отношении СССР. 1931-1945. М.,1989

Кравченко Л. Кто есть кто в мировой политике. М.,1990

Кузнецов Л. Стопроцентный американец: Исторический портрет генерала Макартура. М.,1990

Накануне. 1931-1939: Как мир был ввергнут в войну: Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М.,1991

Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917-1945. Под ред. В.Фураева. М., 1989

Новиков С., Маныкин А., Дмитриева О. Всеобщая история. Справочник студента. М.,1999

Ночевкина Л. Страны мира: экономическое положение и перспективы роста. - журнал «Обществознание в школе». № 2, 1997

Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. 8 томов. М.,1990

От «Барбароссы» до «Терминала»: взгляд с Запада. М.,1988

От Мюнхена до Токийского залива. М.,1992

Парламенты мира. М.,1991

Политические портреты. Сост. Н.Маслова. М.,1991

Согрин В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца 20 века. М.,1999

Тоталитаризм в Европе 20 века. Из истории идеологий, режимов и их преодоления. Рук. авт.коллектива Я.Драбкин, Н.Комолова. М.,1996

Тумасова О. О преподавании общественных дисциплин по новым стандартам в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. Журнал «Вести» Министерства культуры РФ. № 7, 1999 г., стр. 19-31.

Хастингс М. Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт. М.,1989

Шелленберг Б. Лабиринт: Мемуары гитлеровского разведчика. М.,1991

Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха. 2 тома. М.,1991


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основными видами занятий по всеобщей истории являются лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия по заранее выбранным студентами вопросам, практические занятия (работа с историческими документами, их анализ; работа с выдержками из исторических текстов, их анализ); контрольные занятия (рубежный контроль, ответы на вопросы-тесты, проблемные вопросы), написание докладов и рефератов студентами по разработанным преподавателем темам и заслушивание их на занятиях.

Основными учебными материалами, используемыми на уроке, являются: лекции преподавателя, литература по темам (прилагается к каждой теме), исторические карты и схемы; методические материалы преподавателя (для организации самостоятельной работы студентов на уроке); тематика докладов и рефератов; иллюстративный материал из альбомов и книг по истории по отдельным темам курса. Кроме того, можно использовать стенды в кабинете истории (тематически оформленные).

Примерные вопросы, предлагаемые студентам на семинарских, практических и контрольных занятиях (разного уровня сложности):

  1. Что такое история как наука? Наше отношение к истории
  2. Периоды и хронологические рамки всеобщей истории. Разные точки зрения по данному вопросу.
  3. Что изучают отрасли истории и специальные исторические науки?
  4. Проанализируйте высказывание Цицерона: «История - это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего».
  5. Проанализируйте высказывание немецкого философа Гегеля: «История учит лишь тому, что ничему не учит».
  6. Проанализируйте высказывание американского философа Д.Сантаяны: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение».
  7. Проанализируйте высказывания русского историка В.Ключевского: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»; «Историк - наблюдатель, а не следователь».
  8. Что такое «календарь»? Когда, почему и где появились первые календарные системы?
  9. Выписать политические эры: а) от основания Рима; б) Диоклетиана; в) хиджра; г) Олимпийская; д) буддистская; е) Октавиана Августа; ж) мусульманская; з) от Рождества Христова; и) Кали; к) от сотворения мира.
  10. Выписать особенности юлианского календаря: а) в году - 360 дней; б) Новый год - 1 января; в) в месяцах - по 30 дней; г) начало года - 1 марта; д) в году - 365 дней; е) дополнительный день - 24 февраля; ж) дополнительный день - в конце года; з) в месяцах - по 30 и 31 дню; и) названия месяцев - порядковые числительные.
  11. Почему фараоны Древнего царства строили пирамиды? Почему фараоны Раннего и Позднего царств пирамиды не строили?
  12. С какой целью строились зиккураты в Древнем Междуречье?
  13. Почему египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а зиккураты вообще не сохранились?
  14. Какой город был столицей Египта в период Раннего и Древнего царств: а) Гераклеополь; б) Фивы; в) Мемфис; г) Ахетатон.
  15. Каковы причины смуты и распада Древнего Египта в конце Древнего царства: а) религиозная реформа; б) нашествие гиксосов; в) строительство пирамид; г) упадок экономики.
  16. Каковы основные направления и особенности религиозной реформы, проведенной Эхнатоном в период Нового царства: а) переход от монотеизма к политеизму; б) введение культа бога Атона; в) борьба фараона со жрецами за политическое господство в стране; г) переход от политеизма к монотеизму; д) борьба фараона со жрецами бога Амона; е) поддержка жрецами политики фараона; ж) необходимость объединения Египта перед нашествием персов; з) фараон становится верховным жрецом бога Атона; и) фараон становится верховным жрецом бога Амона.
  17. Какие изобретения и научные открытия впервые сделали древние индийцы?
  18. Отметить памятники архитектуры Древнего Рима: Парфенон, Пантеон, зиккурат, пирамида Хеопса, термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев, Аппиева дорога, «клоака Максима», Колизей, собор Святого Петра, храм Покрова на Нерли. Из чего они были построены? Особенности строительной техники.
  19. Отметить особенности древнеримского ремесла: строительство амфитеатров на склонах холмов, стеклодувное ремесло, чеканка монет, преимущественно культовое строительство, изготовление золоченых стеклянных изделий, строительство инсул, преимущественно гражданское строительство, изготовление фарфоровых изделий, строительство многоэтажных жилых домов, шелкоткачество, строительство катакомб, строительство акведуков и виадуков
  20. Как характеризовали историки 17-18 веков период средневековья: период расцвета, период глубокого культурного упадка; так же, как период античности.
  21. Какие формы зависимости крестьян от феодалов были в период средневековья: крепостное право, экономическое принуждение, личная зависимость, внеэкономическое принуждение.
  22. Какие положения относятся к категории вассальных отношений: клятва взаимной верности; обязательства только вассала в отношении своего сеньора; выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора; военная служба; подчинение решению королевского суда; денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях; подчинение решению суда равных; денежная помощь вассалу со стороны сеньора; защита сеньором своего вассала от посягательств других феодалов.
  23. Какие слои населения в средние века составляли феодальную иерархию (»феодальную лестницу»): рыцари, епископы, герцоги, пролетариат, крестьяне, рабы, бюргеры, король, бароны, графы, буржуазия, ремесленники, аббаты монастырей?
  24. Каковы главные результаты борьбы городов в «коммунальном движении»: создание городского совета во главе с бургомистром, феодальное закрепощение горожан, создание городского совета во главе с мэром, личное освобождение горожан от крепостной зависимости?
  25. Что такое феод? На каких условиях он давался феодалу?
  26. Когда и почему начали возрождаться города в период средневековья?
  27. Объясните средневековые пословицы: «Вассал моего вассала - не мой вассал»; «Городской воздух делает свободным».
  28. Объясните следующее высказывание, принадлежащее католической церкви: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные - для спасения богатых».
  29. Какое событие принято считать началом Английской революции: созыв парламента в ноябре 1640 года; провозглашение республики; начало гражданской войны между королем и парламентом?
  30. Какие последствия имела аграрная революция: упадок сельского хозяйства; усиление феодальной зависимости крестьян; появление большого количества свободных рабочих рук; использование в сельском хозяйстве наемных рабочих; земля сосредотачивается в руках крупных земельных собственников; постепенное исчезновение крестьянства как особой социальной группы.
  31. Какие условия для осуществления промышленной революции складываются в Англии к середине 18 века: создание крупных купеческих компаний; натуральное хозяйство; наличие свободной рабочей силы; наличие капитала; усиление феодальной зависимости и бегство крестьян в города; наличие рынка сбыта товаров; рыночное хозяйство.
  32. В результате войны за независимость в Северной Америке: к власти пришла крупная земельная аристократия; индейцы получили равные права с выходцами из Европы; был решен аграрный вопрос; образовалось независимое государство - США; были введены налоги в пользу английской короны.
  33. Отметить итоги Гражданской войны в США: усиление роли республиканской партии; ликвидация рабства; укрепление основ плантационного хозяйства; закрепление ведущей роли Севера в политической и экономической жизни страны; развитие сельского хозяйства по фермерскому пути.
  34. В чем причины раздела мира к концу 19 века и начала борьбы за передел мира в начале 20 века?
  35. К середине 19 века первое место в мире по уровню экономического развития занимала Англия, а третье место - США. К концу 19 века они поменялись местами. Почему так произошло?
  36. В чем заключалась неравномерность развития основных европейских стран и США на рубеже 19-20 веков?
  37. Определите и отразите на схеме логическую последовательность и связи факторов, которые привели к возникновению монополий: а) обострение конкурентной борьбы; б) внедрение новой техники в первую очередь на крупных предприятиях; в) образование монополий; г) ускорение концентрации производства; д) скачок в развитии производительных сил.
  38. Какие из определений характеризуют новые формы производства в начале 20 века: поточное, ручное, эффективное, творческое, нерентабельное, непрерывное, высококачественное, автоматизированное, компьютеризированное, массовое, кустарное, дешевое, стандартизированное, конвейерное, дорогое, машинное. Ответы аргументировать.
  39. Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?
  40. Отметить решения, принятые на Ялтинской и Потсдамской конференциях: создание ООН; решение о вступлении СССР в войну с Японией; решение о суде над главными военными преступниками; определение новых европейских границ; решение судьбы колоний европейских держав и США; демилитаризация и денацификация Германии; разделение Германии на зоны оккупации; открытие второго фронта; сохранение Германии как единого государства; решение судьбы Польши и Югославии; назначение новых правительств побежденных стран.
  41. Современные международные отношения: особенности, проблемы и противоречия.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования