Раздел XI. Побочные септаккорды и нонаккорды
|
№ п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
209 |
|
|
|
 |
Определить следующие аккорды по структуре и спеть их в данном расположении (первые шесть аккордов – во всех обращениях). |
Септаккорд и нонаккорд I ступени |
210-222 |
1-13 |
|
|
 |
Определить гармонии. Каждую из последовательностей спеть по памяти или повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
223 |
14 |
До мажор |
|
 |
Спеть по памяти мелодию с названием звуков, затем сыграть последовательность на фортепиано. |
224 |
15 |
фа-диез минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру примера и раскрыть в непосредственной связи с ней его мелодико-интонационное и гармоническое содержание. Анализируя гармонические обороты, отметить в них характерные ладовые оттенки. |
225 |
16 |
Фа мажор |
|
 |
Спеть мелодию по памяти с названием звуков, затем повторить последовательность на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
226 |
17 |
ре минор |
|
 |
|
227 |
18 |
ми минор |
|
 |
Обратить внимание на ладовый колорит отдельных гармонических оборотов. Спеть мелодию по памяти, называя звуки, затем сыграть пример на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
228 |
19 |
Ля мажор |
|
 |
|
229 |
20 |
До мажор |
|
 |
Спеть по вертикали или повторить на фортепиано начальный и заключительный двутакты, сохраняя расположение аккордов. |
230 |
21 |
си минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру примера. Проанализировать его гармоническое содержание. Отметить ладовый колорит гармонических оборотов, количество голосов в звучащих аккордах. Спеть мелодию по памяти с названием звуков. |
231 |
22 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
|
232 |
23 |
Ми мажор |
|
 |
Проанализировать пример в общем плане (определить размер, внутреннюю структуру предложений, характерные гармонические обороты). Затем сделать подробный гармонический анализ в связи с масштабно-тематическим строением периода. |
233 |
24 |
фа-диез минор |
|
 |
Охарактеризовать фактурные особенности музыкального построения, его масштабно-тематическую структуру. Отметить ладовые оттенки гармонических оборотов. Определить мелодические устои отдельных пластов фактуры. Спеть мелодию, называя звуки, одновременно с исполнением примера на фортепиано. Спеть аккорды верхнего фактурного пласта по памяти. Определить кодичество голосов в аккордах на сильных долях и спеть их по вертикали, сохраняя расположение. |
Септаккорд и нонаккорд IV ступени |
234-245 |
1-12 |
|
|
 |
Определить гармонии. Каждую последовательность спеть по памяти или повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
246 |
13 |
До мажор |
|
 |
Спеть мелодию по памяти с названием звуков. Затем повторить пример на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
247 |
14 |
Ре мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру и проследить процесс гармонического развития в непосредственной связи с этой структурой. Спеть мелодию по памяти с названием звуков, затем повторить пример на фортепиано с сохранением расположения аккордов. |
248 |
15 |
до минор |
|
 |
Отметить характерность масштабно-тематической структуры примера, объяснив причины её возникновения. Подчеркнуть ладовые особенности примера, затем сделать детальный гармонический анализ. |
249 |
16 |
Фа-диез мажор |
|
 |
|
250 |
17 |
ре минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру периода. Спеть мелодию по памяти, называя звуки. Определить количество голосов в аккордах на сильных и относительно сильных долях. Петь аккорды по веритикали во время исполнения примера на фортепиано, сохраняя расположение голосов. |
251 |
18 |
фа-диез минор |
|
 |
Спеть мелодию по памяти с названием звуков. Отметить ладовые особенности каждого гармонического оборота. Подчеркнуть непосредственную связь мелодико-интонационного и гармонического строения примера с его масштабно-тематической структурой. |
252 |
19 |
Фа мажор |
|
 |
Определить мелодический устой. |
253 |
20 |
до минор |
|
 |
Определить особенности фактуры примера и интервальное соотношение двух верхних голосов. Спеть мелодию по памяти, называя звуки. |
254 |
21 |
Соль мажор |
|
 |
Спеть мелодию по памяти, называя звуки. Спеть по вертикали септаккорд VI ступени и его обращения, сохраняя расположение голосов. |
255 |
22 |
ля минор |
|
 |
|
256 |
23 |
до-диез минор |
|
 |
|
257 |
24 |
до минор |
|
 |
Повторить на фортепиано начальный четырёхтакт, сохраняя расположение аккордов. |
258 |
25 |
Ми мажор |
|
 |
Начальный четырёхтакт повторить на фортепиано. После дополнительного проигрывания спеть мелодию по памяти с названием звуков. |
259 |
26 |
Фа-диез мажор |
|
 |
Обозначить функцию нижнего пласта музыкальной ткани. Показать значение вступительного гармонического оборота для последующего развития. Спеть мелодию с названием звуков по памяти. Определить масштабно-тематическую структуру примера. |
260 |
27 |
соль минор |
|
 |
Проанализировать ладогармоническое содержание периода в процессе становления музыкальной формы. Подчеркнуть средства музыкальной выразительности, способствующие возникновению сходства или различия музыкальных построений. Определить интервальные соотношения двух нижних голосов. |
Септаккорд и нонаккорд VI ступени |
261-271 |
1-11 |
|
|
 |
Определить гармонии, затем каждую последовательность спеть по памяти или повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
272 |
12 |
Соль мажор |
|
 |
Спеть аккорды четвёртого и пятого тактов, сохраняя расположение голосов. |
273 |
13 |
до минор |
|
 |
Раскрыть логику гармонического развития в данном примере. Спеть верхний голос по памяти, затем повторить последовательность на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
274 |
14 |
до минор |
|
 |
Повторить на фортепиано первый двутакт, сохраняя расположение аккордов. |
275 |
15 |
соль минор |
|
 |
Определить характерную особенность структуры и меложико-интонационного развития примера. Определить количество голосов в аккордах на сильных и относительно сильных долях. Спеть эти аккорды по вертикали, сохраняя данное расположение аккордов. |
276 |
16 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
|
277 |
17 |
до минор |
|
 |
Спеть аккорды с названием звуков, сохраняя расположение голосов. |
278 |
18 |
До мажор |
|
 |
Спеть по вертикали аккорд во втором такте примера (сначала в тесном расположении, затем – сохраняя данное расположение голосов). |
279 |
19 |
ми минор |
|
 |
Определить структуру периода. Отметить специфичность появления тонической гармонии. Подчеркнуть характерную особенность нижнего голоса. Найти мелодический устой, возникающий в процессе завершения музыкальной формы. |
280 |
20 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
Определить тип фактуры. Охарактеризовать гармоническое строение каденций. Отметить мелодические устои. Обратить внимание на побочные тоны в аккордах. Выделить построение с необычными приёмами голосоведения и повторить его на фортепиано. |
281 |
21 |
си минор |
|
 |
Определить количество построений в данном примере, подчеркнув их различную функцию в форме. Раскрыть мелодико-интонационное и гармоническое содержание примера в непосредственной связи с формой. Отметить особенности строения каденций. Выделить мелодические устои. |
Септаккорд и нонаккорд III ступени |
282-296 |
1-15 |
|
|
 |
Определить гармонии, затем каждую последовательность спеть по памяти или повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
297 |
16 |
Ре мажор |
|
 |
Спеть септаккорд III ступени и окружающие его аккорды по вертикали, сохраняя расположение голосов. |
298 |
17 |
до минор |
|
 |
Обратить внимание на особенность масштабно-тематической структуры примера. Дирижируя, спеть мелодию с названием звуков. |
299 |
18 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
|
300 |
19 |
до минор |
|
 |
Спеть по вертикали второй аккорд в тесном расположении, затем – сохраняя данное расположение голосов. |
301 |
20 |
Соль мажор |
|
 |
|
302 |
21 |
соль минор |
|
 |
Обратить внимание на ладовые оттенки гармонических оборотов. Сравнить начальные двутакты. Отметить особенности басового голоса. Спеть аккорды по вертикали, сохраняя расположение голосов, одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
303 |
22 |
соль минор |
|
 |
Определить фактурные особенности данного музыкального построения. Обратить внимание на характерность его ладовой структуры. Дирижируя, спеть ведущий голос с названием звуков (одновременно с исполнением примера на фортепиано). |
304 |
23 |
ля минор |
|
 |
Отметить особенность фактуры примера. Выделить доминирующий гармонический оборот с его ладовыми разновидностями. |
305 |
24 |
до-диез минор |
|
 |
Определить тип фактуры, характерную особенность нижнего голоса. Записать мелодию и, глядя в запись, сыграть вместе с сопровождением. |
306 |
25 |
си минор |
|
 |
Найти серединную каденцию, отметив характерные особенности формы примера. Сравнить масштабно-тематические структуры предложений периода, обратив внимание на протяжённость построений, образующих эти структуры. Объяснить, как связаны каденции с интонационно-гармоническим содержанием периода в целом. Найти мелодические устои, а также выделить гармонические обороты, создающие субсистемы. |