Раздел III. Секстаккорды главных ступеней лада.
Секстаккорд II ступени в каденции.
Прерванная каденция
|
№ п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
23 |
1-а) |
|
|
 |
Определить аккорды и их мелодическое положение. Спеть аккорды по вертикали, сохраняя расположение голосов. |
24 |
1-б) |
|
|
 |
Повторить гармонические обороты на фортепиано или спеть, сохраняя расположение аккордов. |
25 |
2 |
|
|
 |
Следующие пять последовательностей повторить на фортепиано, сохраняя расположение голосов. |
26 |
3 |
Ре мажор |
|
 |
|
27 |
4 |
соль минор |
|
 |
Спеть аккорды на сильных и относительно сильных долях тактов, сохраняя расположение голосов, одновременно с исполнением последовательности на фортепиано. |
28 |
5 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
|
29 |
6 |
до минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру периода. Спеть мелодию первого предложения, затем повторить его на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
30 |
7 |
Фа мажор |
|
 |
Повторить мелодию первого и второго тактов. Спеть соответствующие начальным мотивам гармонические обороты, сохраняя расположение аккордов. Повторить последовательность на фортепиано. |
31 |
8 |
Соль мажор |
|
 |
Спеть гармонический оборот пятого такта, сохраняя расположение аккордов. |
32 |
9 |
соль минор |
|
 |
Отметить ладовые оттенки в гармонических оборотах примера. Обратить внимание на тематическое родство первого и второго предложений. |
33 |
10 |
си минор |
|
 |
Спеть бас, называя звуки, одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
34 |
11 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Определить количество голосов в примере. Спеть аккорды, называя звуки, одновременно с исполнением последовательности на фортепиано. |
35 |
12 |
ми минор |
|
 |
Указать, какими средствами создаётся структурное дробление в конце первого предложения. Называя звуки, спеть альт и бас одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
36 |
13 |
си-бемоль минор |
|
 |
Указать, какими средствами создаётся структурное дробление в конце первого предложения. Называя звуки, спеть альт и бас одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
37 |
14 |
Ля мажор |
|
 |
Спеть по памяти мелодию каждого предложения с названием звуков. |
Секстаккорд II ступени в каденции. Прерванная каденция |
38 |
16 |
Соль мажор |
|
 |
Отметить своеобразие гармонического оборота, которым начинается период. |
39 |
17 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическое строение периода, отметить характерный признак дробления. |
40 |
18 |
Ля мажор |
|
 |
Сравнить масштабно-тематическое строение предложений периода и проанализировать его гармоническое содержание. Повторить на фортепиано начальные двутакты первого и второго предложений. |
41 |
19 |
Фа мажор |
|
 |
Одновременно с повторным исполнением данного музыкального построения назвать все аккорды. |
42 |
20 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Определить количество голосов в предложениях периода. |
43 |
21 |
Фа-диез мажор |
|
 |
Отметить гармоническое своеобразие первого предложения периода. |
44 |
22 |
до-диез минор |
|
 |
Спеть гармонический оборот пятого такта в данном расположении |
45 |
23 |
Ми мажор |
|
 |
Вспомнить самые высокие звуки в первом и втором предложениях. Определить количество голосов во втором такте. |
46 |
24 |
Ля мажор |
|
 |
|
47 |
25 |
соль минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическое строение примера. |
48 |
26 |
ре минор |
|
 |
Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах. Обратить внимание на ладовые оттенки в гармонических оборотах. |
49 |
27 |
ре минор |
|
 |
Определить форму примера, масштабно-тематические соотношения внутри частей. Отметить особенности гармонического развития в непосредственной связи со структурой. |
50 |
28 |
фа-диез минор |
|
 |
Называть аккорды одновременно с повторным исполнением примера на фортепиано, подчеркивая ладовый колорит отдельных гармонических оборотов. |
51 |
29 |
соль-диез минор |
|
 |
Отметить характерные детали фактурного облика примера. Подчеркнуть особенности его структуры, мелодико-гармонического развития. |
52 |
30 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Проанализировать данный пример в общем плане (определив форму, закономерности тематического развития), затем выполнить подробный гармонический анализ одновременно с исполнением последовательности на фортепиано. |