Раздел VI. Трезвучия побочных ступеней лада и их обращения
|
№ п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
Трезвучие II ступени и его обращения. Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени |
93 |
1 |
|
|
 |
Данные десять последовательностей повторить на фортепиано или спеть, сохраняя расположение аккордов. |
94 |
2 |
Ре мажор |
|
 |
|
95 |
3 |
Фа мажор |
|
 |
Спеть по памяти мелодию первого предложения с названием звуков. Спеть по вертикали или повторить на фортепиано первый двутакт, сохраняя расположение аккордов. |
96 |
4 |
Соль мажор |
|
 |
Анализируя последовательность по памяти, называть звуки мелодии на сильных долях. |
97 |
5 |
до минор |
|
 |
Анализируя последовательность по памяти, называть звуки мелодии, гармонизованные секстаккордом II низкой ступени (желательно одновременно спеть мелодические обороты). |
98 |
6 |
фа минор |
|
 |
Определить количество голосов в аккордах в начальном двутакте второго предложения. Спеть обороты с проходящими гармониями между обращениями доминантсептаккорда или на выдержанном басу. |
99 |
7 |
Ля мажор |
|
 |
Найти момент, с которого начинается внутреннее расширение в периоде. Подробно проанализировать, с помощью каких гармонических приёмов осуществляется это расширение. |
Трезвучие VI ступени и его обращения |
100 |
1 |
|
|
 |
Спеть по вертикали или сыграть на фортепиано первые четыре гармонические последовательности, сохраняя данное расположение аккордов. |
101 |
2 |
Соль мажор |
|
 |
|
102 |
3 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
|
103 |
4 |
До мажор |
|
 |
Определить структуру периода и указать функцию каждого предложения. Выделить построение, в котором происходит структурное дробление. Объяснить, какие музыкально-выразительные средства способствуют структурной дробности, и, напротив, создают тенденцию к объединению. |
104 |
5 |
ре минор |
|
 |
Выделить гармонические обороты, звучащие в кульминационной области. Вспомнить самый высокий звук мелодии. |
105 |
6 |
Соль мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру и проанализировать гармоническое содержание в связи с этой структурой. |
106 |
7 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Повторить на фортепиано или спеть начальное четырёхтактовое построение. |
107 |
8 |
ми минор |
|
 |
Выделить обороты, в которых звучит мелодический минор. |
108 |
9 |
ми минор |
|
 |
|
109 |
10 |
си минор |
|
 |
|
110 |
11 |
Ми мажор |
|
 |
Вспомнить мелодию в той части примера, которая характеризуется структурным дроблением, и спеть её с названием звуков. |
111 |
12 |
до минор |
|
 |
Анализируя пример, отмечать ладовые оттенки в гармонических оборотах. |
112 |
13 |
ля минор |
|
 |
Определить форму примера и масштабно-тематические соотношения внутри каждого предложения. Выделить гармонические обороты, звучащие в кульминации. Отметить образовавшуюся субсистему. |
Трезвучие III ступени и его обращения |
113 |
1 |
|
|
 |
Спеть по вертикали или сыграть на фортепиано первые шесть последовательностей, сохраняя расположение аккордов. |
114 |
2 |
Соль мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру периода. |
115 |
3 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Отметить гармонический оборот, создающий ладовую переменность. |
116 |
4 |
Фа мажор |
|
 |
Проанализировать, в каких гармонических ситуациях появляются аккорды III ступени в данном музыкальном построении. |
117 |
5 |
до-диез минор |
|
 |
Анализируя пример, подчеркнуть обороты с проходящими гармониями. |
118 |
6 |
Ми мажор |
|
 |
Выделить гармонические обороты, создающие ладовую переменность. Записать мелодию и, глядя в запись, сыграть пример на фортепиано. |
119 |
7 |
си минор |
|
 |
Отметить ладовые оттенки в гармонических оборотах. |
120 |
8 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Подчеркнуть фактурные особенности данного музыкального построения. |
121 |
9 |
фа-диез минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру примера. Отметить средства варьирования музыкального материала. Почеркнуть ладовые оттенки в гармонических оборотах. |
122 |
10 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Спеть по памяти мелодию второго предложения с названием звуков. |
123 |
11 |
си минор |
|
 |
Охарактеризовать особенности ладовой структуры примера. |
124 |
12 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Определить гармонии одновременно с повторным исполнением примера на фортепиано или проанализировать по памяти каджое предложение отдельно. |
125 |
13 |
Ре мажор |
|
 |
Охарактеризовать фактурные особенности музыкального примера |
126 |
14 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Проанализировать данное музыкальное построение сначала в общем плане, затем определить гармонии детально одновременно с исполнением примера на фортепиано. |