Раздел VII. Септаккорд II ступени и его обращения. Нонаккорд II ступени
|
№ п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
127 |
1 |
|
|
 |
Повторить на фортепиано или спеть по вертикали следующие гармонические обороты после их предварительного анализа |
128 |
2 |
ре минор |
|
 |
Спеть мелодию первого предложения по памяти с названием звуков. Гармонические обороты первого и шестого тактов спеть или сыграть на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
129 |
3 |
ля минор |
|
 |
|
130 |
4 |
соль минор |
|
 |
Выделить гармонические обороты, в которых встречаются обращения септаккорда II ступени, и указать, как они воспринимаются по отношению к последующему аккорду. |
131 |
5 |
Фа мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру каждого предложения. |
132 |
6 |
Соль мажор |
|
 |
Спеть мелодию каждого предложения по памяти с названием звуков. Спеть или сыграть на фортепиано обороты с проходящими гармониями, сохраняя расположение аккордов. |
133 |
7 |
До мажор |
|
 |
Назвать неаккордовые звуки, прозвучавшие на фоне септаккорда II ступени и его обращений. |
134 |
8 |
ми минор |
|
 |
|
135 |
9 |
си минор |
|
 |
Сыграть на фортепиано или спеть плагальные обороты, сохраняя расположение аккордов. |
136 |
10 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
Запомнить мелодию первого предложения и сыграть его на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
137 |
11 |
фа-диез минор |
|
 |
Спеть по вертикали или сыграть на фортепиано начальные двутакты предложений периода, сохраняя расположение аккордов. |
138 |
12 |
ми минор |
|
 |
Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах. |
139 |
13 |
до минор |
|
 |
Выделить в данном примере прерванный оборот и спеть его, не меняя расположения аккордов (неаккордовые звуки сохранить). |
140 |
14 |
Си-бемоль мажор |
> |
 |
Выделить в данном примере нонаккорды II ступени и спеть их, сохраняя расположение. |
141 |
15 |
Ми мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру примера и проанализировать его гармоническое содержание в непосредственной связи с этой структурой. |
142 |
16 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
|
143 |
17 |
До мажор |
|
 |
Анализируя пример, обращать внимание на оттенки мажорного лада. Отметить особенности фактуры. Определить количество голосов в нонаккорде II ступени. Спеть тенор, называя звуки, одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
144 |
18 |
Фа мажор |
|
 |
Определить размер и внутреннюю структуру такта. Записать мелодию и, глядя в запись, сыграть последовательность на фортепиано. |
145 |
19 |
Ми мажор |
|
 |
Раскрыть мелодико-гармоническое содержание предложений периода в непосредственной связи с их масштабно-тематическим строением. |
146 |
20 |
до минор |
|
 |
Определить структуру периода и масштабно-тематические соотношения внутри предложений. Отметить особенности строения первого предложения. Спеть мелодию, называя звуки, одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
147 |
21 |
Ми мажор |
|
 |
Показать, в чем заключается сходство и отличие начальных двутактов первого и второго предложений. Отметить характерность гармонического строения серединной каденции. |
148 |
22 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
Определить размер и структуру такта, форму примера, масштабно-тематическое строение отдельных разделов. Назвать приемы, создающие дробление музыкальной формы на ряд построений, а также характерные черты гармонии каждого из этих построений. |
149 |
23 |
си минор |
|
 |
Анализируя пример, отмечать ладовые оттенки в гармонических оборотах. |
150 |
24 |
Ля мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру примера и проанализировать его гармоническое содержание в связи с этой структурой. Отметить, в каком построении возникает субсистема, какой аккорд звучит в кульминации, и как осуществляется подход к этой кульминации. |
151 |
25 |
Соль мажор |
|
 |
Проанализировать следующее музыкальное построение в общем плане, затем назвать аккорды одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
152 |
26 |
соль-диез минор |
|
 |
Определить средства, создающие непрерывность музыкального развертывания. Выделить момент в процессе становления музыкальной формы, где возникает ладовая переменность (субсистема). |
153 |
27 |
до-диез минор |
|
 |
Анализируя гармонические обороты, обращать особое внимание на их ладовый колорит. |
154 |
28 |
Ми мажор |
|
 |
Определить музыкальную форму. Сравнить масштабно-тематическое строение первого и второго предложений. Отметить фактурные особенности второго предложения. Возможен первоначальный анализ в общем плане, затем – детальный, после дополнительного проигрывания или одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
155 |
29 |
фа-диез минор |
|
 |
Найти отличия опорных гармоний в первом и втором предложениях. Определить мелодический устой. Выделить гармонические обороты, создающие ладовую переменность. |
156 |
30 |
Соль мажор |
|
 |
Следующее музыкальное построение проанализировать сначала в общем плане, предварительно определив размер. Затем назвать аккорды одновременно с исполнением примера на фортепиано. |