1. АККОРДЫ ГРУППЫ ДВОЙНОЙ ДОМИНАНТЫ.
1.1 Неальтерированные аккорды группы двойной доминанты
|
№ п/п |
№ в раз- деле |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
1-13 |
1-13 |
|
|
 |
Некоторые последовательности (по выбору) повторить на фортепиано или спеть, сохраняя расположение аккордов. |
14 |
14 |
Ре мажор |
|
 |
Проанализировать пример, обратив внимание на особенности гармонической пульсации. Спеть по памяти мелодию первого предложения с названием звуков. Повторить первое предложение на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. Начальный аккорд четвертого такта обозначить не только как результат задержания, но и как самостоятельную гармонию. |
15 |
15 |
Соль мажор |
|
 |
Найти сходные мотивы и сопоставить варианты их гармонизации. Спеть аккорд, прозвучавший на сильной доле заключительного такта, сохраняя его расположение. |
16 |
16 |
до минор |
|
 |
Обратить внимание на различие разрешений аккордов группы двойной доминанты. Спеть аккорды с проходящими звуками на IV повышенной ступени лада. |
17 |
17 |
До мажор |
|
 |
Проанализировать структуру периода, определить содержание гармонических оборотов, завершающих отдельные построения. Спеть по памяти мелодию начального четырехтакта с названием звуков, затем повторить его на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
18 |
18 |
Фа мажор |
|
 |
Обратить особое внимание на гармонию, следующую за кадансовым квартсекстаккордом. |
19 |
19 |
ля минор |
|
 |
|
20 |
20 |
Ми мажор |
|
 |
|
21 |
21 |
до минор |
|
 |
|
22 |
22 |
Ля мажор |
|
 |
Повторить на фортепиано гармонический оборот второго такта, сохраняя расположение аккордов. |
23 |
23 |
Ре мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру второго предложения периода и уточнить, какими средствами она создается. |
24 |
24 |
фа минор |
|
 |
Объяснить, каким образом осуществляется мелодическая связь предложений периода в момент смены регистра. Выделить гармонический оборот, образующий субсистему. |
25 |
25 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Отметить специфику оборота с проходящей гармонией в четвертом такте. |
26 |
26 |
ми минор |
|
 |
Определить особенности строения периода. Обратить внимание на меняющееся число голосов, связывая моменты фактурной плотности с формой. Вспомнить и повторить на фортепиано оборот, образующий субсистему. Выделить и проанализировать фригийский оборот. |
27 |
27 |
соль минор |
|
 |
Спеть гармонический оборот четвертого такта. Отметить характерность гармонизации фригийского хода. |
28 |
28 |
ре минор |
|
 |
Определить структуру периода. Назвать встретившиеся в примере нонаккорды и аккорды с заменными тонами, затем спеть их, сохраняя расположение голосов. В первом предложении найти и проанализировать фригийский оборот и оборот, близкий фригийскому. После дополнительного проигрывания повторить начальный четырехтакт на фортепиано. |
29 |
29 |
си минор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру предложений периода. Выделить сходные мелодические обороты и сравнить варианты их гармонизации. Одновременно с исполнением примера на фортепиано отмечать изменение количества голосов. Назвать звуки на сильной доле предпоследнего такта по вертикали. |
30 |
30 |
Ля мажор |
|
 |
Охарактеризовать фактурный облик примера. Выполнить детальный гармонический анализ, одновременно обращая внимание на закономерности развития мелодии и особенности масштабно-тематического строения. Вспомнить самый высокий звук мелодии. Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах на сильных и относительно сильных долях (выборочно). |
31 |
31 |
Ре-бемоль мажор |
|
 |
Проанализировать пример в общем плане, определив его форму и отметив фактурные особенности, масштабно-тематическую структуру отдельных построений. Затем выполнить подробный гармонический анализ одновременно с исполнением примера на фортепиано, отмечая появление неаккордовых звуков и уточняя их вид. |
32 |
32 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
Обратить внимание на особенности фактуры. Определить музыкальную форму, функции отдельных ее построений. Отметить кульминационную область, выделив мелодическую линию, и подчеркнуть средства создания кульминации. Одновременно с исполнением примера на фортепиано сделать подробный анализ, определяя гармонии верхнего пласта в их взаимосвязи, а также гармоническую вертикаль в целом, включая нижний фактурный пласт. |