1. АККОРДЫ ГРУППЫ ДВОЙНОЙ ДОМИНАНТЫ.
1.2 Альтерация в аккордах группы двойной доминанты
|
Анализируя примеры данного раздела изучаемой темы, следует очень точно определять все детали звучащего аккорда. Необходимо приобрести навыки неоднозначной трактовки альтерированной гармонии. Например, уменьшенный вводный септаккорд в доминанту с пониженной терцией в мажоре может быть трактован как квинтсекстаккорд двойной доминанты с пониженной квинтой и повышенной примой или как квинтсекстаккорд второй ступени с тройной альтерацией. Трактовка аккорда зависит от его разрешения и ситуации, в которой он появляется, но может быть достаточно свободной, как это и бывает в классической музыкальной литературе. Следует также хорошо усвоить и применять в анализе краткие названия аккордов с увеличенной секстой, образующихся на VI пониженной ступени мажора и VI ступени минора. |
№ п/п |
№ в раз- деле |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
33-43 |
1-11 |
|
|
 |
Некоторые последовательности (по выбору) повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
44 |
12 |
Фа мажор |
|
 |
Спеть мелодию первого четырехтакта по памяти, называя звуки, затем повторить его на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
45 |
13 |
Ре мажор |
|
 |
Повторить на фортепиано или спеть гармонические обороты начального четырехтакта, сохраняя расположение аккордов (неаккордовые звуки при пении можно опустить). |
46 |
14 |
Соль мажор |
|
 |
Определить аккорд на сильной доле заключительного такта и спеть его по вертикали. Повторить на фортепиано начальный двутакт. |
47 |
15 |
До мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру предложений периода. Повторить на фортепиано, сохраняя мелодию и расположение голосов, первые четыре такта. |
48 |
16 |
Ре мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру периода. Повторить первые два такта на фортепиано, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
49 |
17 |
До мажор |
|
 |
Назвать аккорд группы двойной доминанты, который становится основой гармонического варьирования в первых четырех тактах примера. Точно обозначить аккорды двойной доминанты в заключительном гармоническом обороте. |
50 |
18 |
соль минор |
|
 |
|
51 |
19 |
соль минор |
|
 |
Сравнить варианты гармонизации одинаковых мотивов (употребить сокращенные названия аккордов). |
52 |
20 |
ля минор |
|
 |
Определить структуру периода и объяснить, на основе какого мелодико-гармонического оборота возникает расширение во втором предложении. |
53 |
21 |
соль минор |
/td> |
 |
|
54 |
22 |
фа минор |
|
 |
|
55 |
23 |
Ре мажор |
|
 |
Спеть гармонический оборот последнего такта, сохраняя расположение аккордов. |
56 |
24 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
|
57 |
25 |
ми минор |
|
 |
Проанализировать второе предложение периода в двух вариантах (второй вариант желательно анализировать после одного проигрывания). |
57а |
25а |
ми минор |
|
 |
58 |
26 |
до-диез минор |
|
 |
Одновременно с исполнением примера на фортепиано называть неаккордовые звуки, уточняя, в каком голосе они появляются. Обратить внимание на количество голосов в начале примера. Отметить оттенок побочной тональности, возникающий на грани третьего и четвертого тактов. Подчеркнуть особенности гармонических оборотов, завершающих оба построения. |