Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < ч. 1-3


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.

мультимедийное учебное пособие оглавление
1. АККОРДЫ ГРУППЫ ДВОЙНОЙ ДОМИНАНТЫ.
1.3  Обобщающий раздел
№ п/п № в раз-
деле
тональность прослушать нотный текст комментарии
59 1 Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Обратить внимание на гармоническое окружение аккордов группы двойной доминанты в каждом отдельном случае и предложить соответствующие варианты трактовки этих гармоний. Подчеркнуть ладовый оттенок мелодии в момент появления двойных доминант в третьем и шестом тактах примера. Вспомнить кульминационную гармонию и соответствующий ей звук мелодии. Одновременно с исполнением примера на фортепиано отмечать изменение количества голосов в аккордах.
60 2 фа-диез минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить музыкальную форму. Отметить ладовый колорит заключительной каденции первой части. Повторить на фортепиано начальный двутакт и 5-6 такты второй части примера, сохраняя расположение аккордов.
61 3 Ля-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Выделить полифункциональные гармонии и объяснить условия их возникновения.
62 4 фа минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить характерную особенность нижнего голоса в первом предложении периода. Спеть аккорд, который появляется на сильной доле пятого такта, сохраняя расположение голосов, или назвать входящие в его состав звуки. Выделить и повторить на фортепиано гармонический оборот, создающий ладовую переменность.
63 5 си минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Обратить внимание на роль вариантности в процессе становления музыкальной формы, подчеркнув приемы и средства вариантного развития. Объяснить гармоническое содержание кульминационной области. Записать мелодию начального четырехтакта и, глядя в запись, повторить этот четырехтакт на фортепиано.
64 6 Си-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить количество построений в данном примере, подчеркнув различие их функций в музыкальной форме. Указать средства музыкальной выразительности, которыми создается тот или иной тип изложения в этих построениях.
65 7 до-диез минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Охарактеризовать масштабно-тематическую структуру предложений периода. Выполнить детальный гармонический анализ, обратив внимание на ладовую особенность второго аккорда в седьмом такте. Прочесть его звуки по вертикали, сохраняя расположение голосов.
66 8 Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Сопоставить средства музыкальной выразительности сравнительно спокойного первого предложения и второго, отличающегося более интенсивным развитием. Одновременно с исполнением примера на фортепиано называть количество голосов в аккордах.
67 9 ми минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Подчеркнуть гармонические приемы, благодаря которым достигается непрерывность развития в данном музыкальном построении. Выделить и определить гармонические обороты, создающие ладовую переменность.
68 10 соль минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Подчеркнуть фактурные и метроритмические особенности, обусловливающие характерность жанрового облика примера. Определить его структуру и сравнить варианты гармонизации мелодически сходных построений. Возможен также гармонический анализ одновременно с исполнением примера на фортепиано.

        Примеры 11, 12, 13 рекомендуется характеризовать сначала обобщенно, затем, после дополнительных проигрываний, сделать детальный гармонический анализ (можно и одновременно с исполнением примера на фортепиано). В названных примерах необходимо подчеркнуть особенности фактуры, выделить и определить полифункциональные гармонии, объяснив условия их возникновения, отметить побочные тоны в аккордах.
69 11 Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Дополнительные задания:
  • в примерах 11 и 13 проанализировать музыкально-выразительные средства при постепенном подходе к кульминации; в примере 11 определить мелодический устой последнего построения;
  • в примере 12 обратить внимание на ненормативные особенности голосоведения в верхнем фактурном пласте. Называть аккорды верхнего фактурного пласта отдельно и в объединенном звучании с гармониями нижнего пласта, отмечая количество голосов в слоях фактуры. Подчеркнуть специфический ладовый колорит некоторых гармонических оборотов;
  • в примере 13 называть аккорды верхнего фактурного пласта, затем анализировать гармоническую вертикаль в целом.
70 12 до минор
Для прослушивания необходим Flash Player
71 13 си минор
Для прослушивания необходим Flash Player
далее…


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования