2. УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ В СУБДОМИНАНТУ
В ЗНАЧЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СЕПТАККОРДА К ДОМИНАНТЕ
|
Как известно, вспомогательный септаккорд к доминанте (короче – вспомогательный к доминанте) – это уменьшенный вводный в субдоминанту, разрешенный через ближайшее обращение доминантсептаккорда. Голосоведение в данном обороте точное и всегда одинаковое, а именно: все голоса идут на полутон вверх, и только V ступень лада (общий тон) остается на месте.
Для быстрого и точного определения оборотов со вспомогательным септаккордом к доминанте необходимо услышать структуру аккорда (уменьшенный септаккорд), тип голосоведения и вид доминантовой гармонии (септаккорд или его обращение), в который разрешается вспомогательный к доминанте. При этом следует помнить, что во всех случаях бас идет на полутон вверх и только при разрешении уменьшенного в основной вид доминантсептаккорда бас остается на месте (V ступень лада, то есть общий тон аккордов).
|
№ п/п |
№ в раз- деле |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
72-77 |
1-6 |
|
|
 |
Некоторые последовательности (по выбору) повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
78 |
7 |
Фа мажор |
|
 |
Спеть гармонические обороты с вспомогательным септаккордом к доминанте, сохраняя расположение голосов в аккордах. |
79 |
8 |
Фа мажор |
|
 |
Определить количество гармонических оборотов с вспомогательным к доминанте после первого прослушивания примера, затем, после повторных проигрываний, выполнить детальный анализ. Отметить мелодический устой в начальном четырехтакте. Обратить внимание на кульминационный аккорд и гармонические средства подготовки кульминации. Повторить, сохраняя расположение аккордов, седьмой и восьмой такты примера, включая затакт. |
80 |
9 |
ля минор |
|
 |
Анализируя пример, отмечать возникающие в гармонических оборотах ладовые оттенки. Найти фригийские ходы в мелодии и басовом голосе, определить их временнoе соотношение и принцип гармонизации. |
81 |
10 |
Соль мажор |
|
 |
Определить особенности строения периода. Подчеркнуть характерность гармонических оборотов, которыми начинаются предложения периода. |
82 |
11 |
Ре мажор |
|
 |
Выделить сходные мелодические построения и сравнить варианты их гармонизации. Детально проанализировать гармонической содержание кульминационной области, включая подход к кульминации. |
83 |
12 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру периода в целом. Оборот с проходящей гармонией на выдержанном басу (первый такт) спеть или сыграть, сохраняя расположение голосов. |
84 |
13 |
Ми мажор |
|
 |
Подчеркнуть гармоническое своеобразие серединной каденции периода. Спеть, называя звуки, фрагменты мелодии во втором и двух заключительных тактах. Прочесть по вертикали соответствующие этим мелодическим построениям гармонии. |
85 |
14 |
до минор |
|
 |
Спеть по памяти мелодию начального четырехтакта, называя звуки, затем повторить это построение на фортепиано, сохраняя расположение аккордов и мелодию. Назвать тональность, оттенок которой возникает, благодаря сочетанию гармоний в предпоследнем такте примера. |
86 |
15 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Отметить преобладающую структуру неустойчивых гармоний первого предложения и точно проанализировать каждую из них. |
87 |
16 |
Ля мажор |
|
 |
Определять количество голосов в звучащих аккордах одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
88 |
17 |
ре минор |
|
 |
Найти фригийские ходы в мелодии и в басу и проанализировать варианты их гармонизации. |
89 |
18 |
Ля мажор |
|
 |
Обратить внимание на особенности фактуры. Подчеркнуть преобладающее значение гармоний, звучащих на самых легких долях тактов. |
90 |
19 |
Ре мажор |
|
 |
Охарактеризовать особенности фактуры. Выделить гармонический оборот, который характеризуется ненормативностью голосоведения (параллелизм квинт и октав). Назвать мелодико-гармонические и фактурные особенности построения, имеющего заключительную функцию. |
91 |
20 |
си минор |
|
 |
Определить форму целого и масштабно-тематическую структуру отдельных построений. Рекомендуется проанализировать данный пример обобщенно, затем, после дополнительных проигрываний, – детально. Указать количество реально звучащих голосов в диатонической секвенции. Повторить начальный четырехтакт на фортепиано, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
92 |
21 |
ре минор |
|
 |
Определить мелодический устой, постоянно возникающий в процессе развития музыкального материала. Проанализировать данное музыкальное построение сначала в общем плане, затем определить гармонии детально одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
93 |
22 |
Фа мажор |
|
 |
Определить музыкальную форму, гармонические особенности каждого построения в общем плане. Затем, после дополнительных проигрываний (или одновременно с исполнением примера на фортепиано) назвать гармонии детально. |