Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < ч. 3-1


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.
мультимедийное учебное пособие оглавление
3. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.
3.1. Отклонения через аккорды доминантовой группы. Модуляция



        В первом разделе темы представлены отклонения через аккорды доминантовой группы (доминантсептакорд и септаккорд VII ступени лада с их обращениями), эллиптические обороты с участием побочных доминант. В модуляциях могут прозвучать любые изученные ранее аккорды субдоминантовой группы, неальтерированные и альтерированные аккорды группы двойной доминанты, каденционные гармонии. В процесс модулирования включаются и другие уже пройденные гармонические средства и приемы: вспомогательный септаккорд к доминанте, органные пункты. В примерах встречаются модулирующие секвенции с точными или варьированными звеньями.

№ п/п № в раз-
деле
тональность прослушать нотный текст комментарии
94-100 1-7     Данные последовательности проанализировать по памяти или одновременно с исполнением их на фортепиано. Модулирующие обороты (выборочно) рекомендуется спеть по вертикали, сохраняя расположение голосов.
101 8 Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Выделить побочные доминанты и спеть их с разрешением, сохраняя расположение голосов.
102 9 Си-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
103 10 Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить структуру периода. Объяснить, какими гармоническими средствами создается устойчивость в первом предложении и какие возможности гармонического развития используются во втором. Точно обозначить вид побочных доминант и назвать тональности, в которые сделаны отклонения.
104 11 до минор Си-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Дать определение периода в связи с его тональным развитием. Проанализировать варианты гармонизации фригийского хода.
105 12 Ре мажор си минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Анализируя отклонения, отмечать неаккордовые звуки. Повторить на фортепиано первые четыре такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию.
106 13 Си-бемоль мажор ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Обратить внимание на гармоническое своеобразие серединной каденции. Определить модулирующий аккорд при переходе в заключительную тональность и объяснить функциональную логику данного фрагмента.
107 14 Ре мажор Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить аккорды, образующиеся в результате задержаний в четвертом и десятом тактах и спеть их с разрешением, сохраняя расположение голосов. Назвать звуки аккорда, изложенного пятиголосно.
108 15 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
109 16 соль минор Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Назвать неаккордовый звук в серединной каденции периода. Отметить ладовое наклонение гармонического оборота, завершающего период.
110 17 Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
111 18 ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Выделить модулирующие обороты и, объясняя логику тонального движения, подробно проанализировать их содержание. Определить структуру второго предложения, отметив сходство и различие его построений.
112 19 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Анализировать тонально-гармоническое развитие в непосредственной связи с масштабно-тематической структурой предложений периода.
113 20 Ми-бемоль мажор до минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить музыкальную форму. Подробно проанализировать тональную логику и гармоническое развитие в процессе становления музыкального целого. Отметить роль секвентного развития и определить разновидности секвенций, гармоническое содержание их отдельных звеньев. Сопоставить начальный и завершающий четырехтакты, подчеркнув в них моменты сходства и различия.
114 21 Ре-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить строение периода и внутреннюю структуру его предложений. Отметить средства музыкальной выразительности, которыми создаются характерные для предложений масштабно-тематические соотношения.
далее…


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования