3. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.
3.3. Отклонения через аккорды субдоминантовой группы. Предкаденционные отклонения в тональность II низкой ступени
|
В этой части изучаемой темы представлены отклонения в тональности диатонического родства через функциональный оборот S – D, который реализуется, прежде всего как оборот II7 – V7 в соответствующих обращениях. Та же последовательность гармонических функций раскрывается в обороте IV7 – VII7 в соответствующих обращениях. В процессе модулирования вместо диатонической побочной субдоминанты может прозвучать двойная доминанта или субдоминантовый аккорд, переходящий в DD, после чего следует доминантовая гармония.
В данный раздел включены такаже предкаденционные отклонения в тональность второй низкой ступени, эллиптические обороты с участием побочных субдоминант и плагальные отклонения.
|
№ п/п |
№ в раз- деле |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
122-128 |
1-7 |
|
|
 |
Следующие семь примеров анализировать по памяти или одновременно с исполнением их на фортепиано. Модулирующие обороты (выборочно) рекомендуется спеть по вертикали (или назвать составляющие их звуки), сохраняя расположение голосов. |
129 |
8 |
Соль мажор |
|
 |
Проанализировать пример по памяти. Повторить на фортепиано диатоническую секвенцию первого предложения и модулирующую секвенцию второго, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
130 |
9 |
До мажор → Соль мажор |
|
 |
|
131 |
10 |
до минор → Соль мажор |
|
 |
Отметить фригийский оборот. Повторить на фортепиано первые два такта, сохраняя расположение аккордов. |
132 |
11 |
ми минор |
|
 |
Определить значение каждого звука мелодии в структуре аккордов третьего такта. Отметить ладовый оттенок, возникающий в заключительном обороте первого построения. Подчеркнуть функциональную принадлежность побочных тональностей, то есть, определить функции высшего порядка. |
133 |
12 |
фа-диез минор → До-диез мажор |
|
 |
Отметить местоположение эллиптического оборота в музыкальной форме. |
134 |
13 |
фа минор |
|
 |
Отметить фригийский оборот. Дать двойную трактовку последнего аккорда в пятом такте. |
135 |
14 |
ми минор → Си мажор |
|
 |
Сравнить варианты гармонизации фригийского хода в мелодии. |
136 |
15 |
фа-диез минор → Ми мажор |
|
 |
Проанализировать гармоническую основу отклонений в тональность ля мажор. Дать краткое название аккорда с увеличенной секстой, звучащего в заключительной каденции. |
137 |
16 |
Ля мажор |
|
 |
|
138 |
17 |
ре минор |
|
 |
Определить структуру периода и дать точные определения каденций. Отметить момент возникновения фригийского оборота. Обратить внимание на разновидности секвенций, их место в музыкальной форме. Детально проанализировать все модулирующие обороты. Повторить на фортепиано или спеть гармонический оборот четвертого такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
139 |
18 |
ми минор |
|
 |
Обратить внимание на особенность фактуры в пятом – шестом тактах примера и проанализировать их гармоническое содержание. После дополнительного проигрывания уточнить количество голосов в аккордах и назвать их звуки по вертикали, сохраняя расположение. |
140 |
19 |
фа минор |
|
 |
В первом предложении примера найти момент перегармонизации мотива и спеть этот мотив с названием звуков. Повторить на фортепиано оба варианта его гармонизации. |
141 |
20 |
соль минор |
|
 |
Определить музыкальную форму, проанализировать тонально-гармоническое развитие. Отметить характерную особенность модулирующих оборотов в начальном построении второй части. Сравнить первый и заключительный четырехтакты, подчеркнув их сходство и различие. |
142 |
21 |
Фа мажор |
|
 |
Найти мелодическую вершину и уточнить, каким гармоническим оборотом она подчеркнута, проанализировав его в главной и побочной тональностях. Определить количество голосов в аккордах последнего четырехтакта. |
143 |
22 |
соль минор → Ре мажор |
|
 |
Дать предварительную настройку в соль миноре. Проанализировать пример сначала в общем плане (музыкальная форма, тональное развитие, важнейшие гармонические закономерности). Определить гармонии детально, одновременно с исполнением примера на фортепиано, обращая внимание на ладовую окраску отдельных оборотов и тональные оттенки в диатонических секвенциях. |