3. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.
3.4. Эллиптические обороты с участием побочных субдоминант
|
№ п/п |
№ в раз-
деле |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
144 |
1 |
Фа мажор |
|
 |
В трех следующих примерах найти и проанализировать эллиптические обороты с участием побочных субдоминант. |
145 |
2 |
ми минор → ля минор |
|
 |
146 |
3 |
Соль мажор |
|
 |
147 |
4 |
Фа мажор → ре минор |
|
 |
Отметить специфику гармонических оборотов, завершающих начальные четырехтактовые построения. |
148 |
5 |
Ре мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру предложений и периода в целом. Повторить на фортепиано последние четыре такта, сохраняя расположение аккордов. |
149 |
6 |
Фа мажор |
|
 |
Назвать аккорды, прозвучавшие в пяти- и шестиголосном изложении. Повторить на фортепиано первые четыре такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
150 |
7 |
Си-бемоль мажор → ре минор |
|
 |
Отметить модулирующие обороты с участием побочных субдоминант и уточнить условия их появления. |
157 |
8 |
Си мажор |
|
 |
Вспомнить самые высокие звуки мелодии в первом и втором предложениях периода. |
152 |
9 |
Ре мажор |
|
 |
Обратить внимание на специфику гармонического оборота, завершающего первое построение. |
153 |
10 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Детально проанализировать гармонические обороты третьего и четвертого тактов. |
154 |
11 |
Ре мажор |
|
 |
Повторить на фортепиано или спеть по вертикали начальный двутакт, сохраняя расположение аккордов. Начиная от седьмого такта, спеть тенор с названием звуков одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
155 |
12 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Отметить особенности масштабно-тематической структуры примера. Подробно проанализировать содержание эллиптических оборотов. Обратить внимание на гармоническую вертикаль в седьмом и восьмом тактах и прочесть входящие в ее состав звуки. |
156 |
13 |
Фа-диез мажор |
|
 |
|
157 |
14 |
Ми мажор |
|
 |
Определить музыкальную форму. Выделить в ней стадию развития и отметить мелодико-гармонические приемы, характерные для данного музыкального построения. Вспомнить аналогичные фрагменты первой части, которые легли в основу развивающего построения. Повторить на фортепиано такты 9-12, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
158 |
15 |
Ре мажор |
|
 |
Детально проанализировать варианты модулирующего оборота S – D. Особо отметить эллиптические обороты. |