3. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.
3.6. Обобщающий раздел
|
№ п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
167 |
1 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Детально проанализировать все модулирующие обороты. Отметить условия, в которых появляется вспомогательный септаккорд к доминанте. |
168 |
2 |
Ре-бемоль мажор → фа минор |
|
 |
Отметить обороты с проходящими и вспомогательными гармониями в первом предложении периода. |
169 |
3 |
Ля мажор |
|
 |
|
170 |
4 |
си минор → Ре мажор |
|
 |
|
171 |
5 |
Си мажор → соль-диез минор |
|
 |
Обратить внимание на особенность серединной каденции. Подробно проанализировать все модулирующие обороты. |
172 |
6 |
До мажор → Соль мажор |
|
 |
Определить музыкальную форму и отметить масштабно-тематическую структуру отдельных построений. Подчеркнуть мелодико-ритмические и гармонические приемы, способствующие расчлененности этих построений и, в то же время, слиянию их в единое целое. |
173 |
7 |
Ми мажор |
|
 |
|
174 |
8 |
соль минор |
|
 |
|
175 |
9 |
Ре мажор |
|
 |
Отметить тип мотива, лежащего в основе данного музыкального построения (ямбический, хореический). Подчеркнуть характерный для этого построения гармонический оборот, а также особенность серединной каденции. Повторить на фортепиано начальный четырехтакт, сохраняя расположение аккордов и мелодию. |
176 |
10 |
соль минор |
|
 |
Анализируя пример, отмечать ладовые оттенки, возникающие в гармонических оборотах. |
177 |
11 |
си минор |
|
 |
Указать характерную особенность баса в первом и втором предложениях. Вспомнить самый высокий звук мелодии и аккорд, на фоне которого он появляется. Сравнить гармонический облик предложений и объяснить, благодаря чему звучание второго предложения оказывается более спокойным. |
178 |
12 |
соль минор |
|
 |
Проанализировать особенности масштабно-тематической структуры предложений периода. Подчеркнуть неоднократно появляющийся фактурный прием. |
179 |
13 |
Фа-диез мажор |
|
 |
Отметить прием, на основе которого возникает расширение во втором предложении. |
180 |
14 |
фа-диез минор |
|
 |
Примеры 14–23 рекомендуется анализировать сначала в общем плане, обращая внимание на характерные особенности каждого музыкального построения в целом. Затем, при повторных проигрываниях, необходимо определить гармонии детально. При этом возможны различные методы анализа: по памяти (целиком или частями) или одновременно с исполнением примера на фортепиано.
Дополнительные задания:
- в примере 16 отметить вид неаккордовых звуков, имеющий в нем особую выразительность. Подчеркнуть гармонические обороты, в которых целые аккордовые комплексы звучат как задержания;
- в примере 18 определить функцию каждого построения в музыкальной форме;
- в примере 20 отметить особенности фактуры в кульминационной области;
- в примерах 21 и 23 подчеркнуть особенности фактуры. Анализировать одновременно гармоническую вертикаль в целом и каждый фактурный пласт в деталях.
|
181 |
15 |
до минор → Си-бемоль мажор |
|
 |
182 |
16 |
до-диез минор |
|
 |
183 |
17 |
ре минор |
|
 |
184 |
18 |
до минор |
|
 |
185 |
19 |
Ми мажор |
|
 |
186 |
20 |
Ля мажор → фа-диез минор |
|
 |
187 |
21 |
фа минор |
|
 |
188 |
22 |
до-диез минор |
|
 |
189 |
23 |
ми минор → ля минор |
|
 |
190 |
24 |
Си мажор |
|
 |
|