Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < предисловие


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.

мультимедийное учебное пособие оглавление

Учебное пособие «Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика», автором которого является В.А.Кириллова, ведущий педагог Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, заслуженный учитель Российской Федерации, представляет собой продолжение опубликованной в 2001 году первой его части (Кириллова В.А. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. – М.: Издательство «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных», 2001. 116 с., нот.).

Содержание второй части пособия непосредственно связано с несколькими разделами учебного курса сольфеджио, который в течение многих лет успешно и плодотворно преподает его автор. Это «Аккорды группы двойной доминанты», «Уменьшенный вводный в субдоминанту в значении вспомогательного септаккорда к доминанте», «Отклонения в тональности диатонического родства», «Отклонения в тональности недиатонического родства». Завершением фундаментального труда автора должна стать третья его часть, в которую войдут разделы: «Альтерация аккордов доминантовой и субдоминантовой групп», «Энгармоническая модуляция», «Мажоро-минор», «Политональность» и заключительный раздел, отличающийся наибольшей сложностью и представляющий обобщение пройденного материала, совмещение различных трудностей.

В основе каждой темы курса сольфеджио лежит индуктивный принцип, что отражено и в структуре разделов пособия. Они начинаются, как правило, с упражнений, направленных на слуховое восприятие и запоминание отдельных гармонических оборотов, включающих в себя изучаемые аккорды. Далее примеры становятся все более протяженными, задания усложняются, что требует, соответственно, большей остроты, восприимчивости слуха, и большего объема музыкальной памяти. Поскольку уровень сложности примеров в завершающих стадиях тем весьма высок, материал данного пособия, адресованного прежде всего студентам теоретического, дирижерско-хорового и исполнительских отделений средних профессиональных учебных заведений, может быть также использован в курсах сольфеджио музыкальных вузов.

Музыкальные примеры, созданные автором пособия и тщательно отобранные им для решения поставленных методических задач, стилистически индивидуальны, во многих случаях отличаются жанровой характерностью. Им свойственны тематическая рельефность, мелодическая и ритмическая выразительность, запоминающийся фактурный облик. Специальное намерение автора, состоящее в преодолении схематизма, нередко присущего инструктивному материалу, проявляется отчасти в форме примеров (периоды различной структуры, с разнообразными масштабными соотношениями внутри, композиционными усложнениями, другие песенные формы, как правило, двухчастные), а также в свободе, раскрепощенности голосоведения, допускающего параллелизмы квинт и октав, хорошо звучащие переченья, другие ненормативные приемы.

Анализ представленных в пособии музыкальных примеров предполагает прежде всего обобщенную характеристику, которая включает в себя представление о структуре примеров в целом, их фактурных особенностях, основных тонально-гармонических закономерностях (без детализации). Такое задание может быть выполнено после первого прослушивания. Детальный анализ подразумевает точное определение и обозначение прозвучавших гармоний и требует, в зависимости от степени сложности примера, одного–двух дополнительных прослушиваний для анализа по памяти, либо делается одновременно с исполнением примера на фортепиано. Данный аналитический подход, рекомендуемый в качестве основного, может быть дополнен разнообразными заданиями: имеющимися в тексте пособия и вполне допускающими их варьирование, или другими, которые могут быть предложены ведущими курс сольфеджио педагогами, сообразно их творческим намерениям, а также с учетом особенностей аудитории, различно подготовленной к слуховому восприятию и запоминанию музыкального материала.

О.Н.Соколова,
преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных,
кандидат искусствоведения
перейти к пособию…


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования